2020-2-10 18:45 |
Почему множество существующих в Израиле проблем, решение которых, казалось бы, является очевидным и лежит на поверхности, не только не решаются, но и становятся с годами все более острыми? Во многом это происходит потому, что политики в Израиле уже давно предпочитают искать пути, призванные улучшить ситуацию в краткосрочной перспективе, но вовсе не заинтересованы в разработке долгосрочных программ, призванных действительно решить проблему.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_video"); });За примерами далеко ходить не надо: жилищная проблема, ситуация на дорогах и в системе здравоохранения, страхование по уходу за пожилыми и многое другое. Каждый раз накануне выборов нам обещают решение проблем и каждый раз после выборов ограничиваются обновлением краски на старом ржавом заборе вместо того, чтобы начать строить новый. Уже почти бывшего министра финансов Моше Кахлона не напрасно критикуют за увеличение дефицита госбюджета. В принципе, ничего в этом страшного нет и государство вполне может позволить себе «увеличить минус», чтобы либо пустить средства на решение насущных проблем в трудные времена, либо на проекты, призванным оказать положительное влияние на развитие страны и принести в будущем дивиденды. В случае Кахлона не имело место ни то, ни другое.
Замечательные для экономики Израиля годы правительство просто потратило на то, чтобы улучшить положение некоторых групп потенциального электората. При этом страна осталась с тем же уровнем бедности, с теми же проблемами в здравоохранении, просвещении, соцобеспечении. И с минусом, который теперь придется закрывать.
Сегодня, накануне очередных выборов, у нас есть очередная и замечательная возможность задуматься, что же нам обещают на этот раз. Чего нам ждать от нынешнего правительства – мы уже знаем, ржавый забор покрыт ни одним слоем краски. За последние 10 лет удачно сложилось с экономическим ростом, нулевым процентом и, соответственно, дешевыми кредитами, с ростом цен на жилье, что дало каждому владельцу недвижимости почувствовать себя богаче, а при получении наследства и стать богаче. Вместе с тем, все мы прекрасно знаем, что не было сделано за эти годы и потому у нас нет никаких причин полагать, что что-либо изменится после выборов.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });Что обещают претенденты? Естественно, они обещают, что будет намного лучше, но при этом тоже собираются ограничиться покраской старого забора новой краской. Как я пришел к такому выводу? Приведу вам пример: очень модная сегодня тема системы здравоохранения. То, что надо улучшать ситуацию, понятно всем и уже давно. Как понятно и с бедностью, просвещением и прочим. Нужны деньги, много денег. Деньги можно добыть путем глубоких реформ в экономике и налогообложении, борьбы с черным капиталом, проведении реформ в бюджете министерства обороны, пересмотре политики выплаты пособий, увеличении числа работающих и повышении их квалификации, и так далее и тому подобное.
А можно не задумываться о необходимости проведения реформ и сказать, что возьмем деньги из фонда, в который будет поступать прибыль от продажи природного газа. Фонд, в принципе, еще не создан из-за отсутствия в нем денег (долгая история и тема для другого разговора), но до конца следующего года в нем появится первый миллиард. Согласно оценкам, к 2023 году в нем будет порядка 2 млрд. шекелей, а дальше деньги уже польются рекой и к 2025 году в фонде скопится около 13 млрд. шекелей, а к 2040 году — около 120 млрд. шекелей.
В принципе, подобные фонды в мире называются стабилизационными или фондами будущих поколений. С одной стороны, такой фонд сможет предоставить государству гарантии в экстренных ситуациях, имеющих значительное отрицательное влияние на экономику страны, а с другой стороны он призван сохранить средства от продажи газа для будущих поколений. Что касается текущих проблем, то на их решение в первые 9 лет существования фонда можно выделять 3,5 процента от накопленных активов.
Быстрый подсчет показывает, что это сущие копейки, а партия Кахоль-Лаван, к примеру, утверждает, что на реформу в системе здравоохранения требуется 12,5 млрд. шекелей и основным источником партия считает именно этот самый фонд. В блоке Авода-Гешер-Мерец, полагают, что на реформу требуется около 3 млрд. шекелей (из фонда, естественно), в НДИ не называют сумму, но предлагают взять ее из того же источника. Кахоль-Лаван уже сейчас предлагают законопроект, снимающий ограничение в 3,5% — то есть предоставление возможности «выкачать» из фонда еще не поступившие миллиарды на решение текущих проблем.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });Кто-то может и скажет, что это логично, я же считаю это покраска старого забора. «Дармовые» миллиарды не изменят систему, не превратят ее в более эффективную и готовую к решению таких проблем, как рост и старение населения. Это всего лишь способ заткнуть дыру, предоставив будущим руководителям страны решать те же проблемы, но уже без миллиардов от продажи газа.
А ведь это только здравоохранение, всего лишь одна из острых и насущных проблем. Про остальные проблемы мы знаем только то, что их обязательно решат. Вот придут к власти, и сразу решат.
Юрий Легков, НЭП. Фото: Pixabay
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); }); источник »