2018-2-19 08:20 |
Неделю назад, поздно вечером в понедельник, социальная сеть Twitter, основными пользователями которой в Израиле являются политики и журналисты, буквально взорвалась фонтаном селфи депутатов Кнессета, поздравляющих друг друга и самих себя по поводу утверждения во втором и третьем чтении законопроекта о повышении пособий по инвалидности. Действительно, здесь есть чем гордиться, учитывая сколько лет не повышались пособия, а в начале 2000-х их привязка была отменена на фоне тяжелого положения израильской экономики. Фон поздравлений, улыбок, поцелуев и праздничных пресс-релизов несколько портил тот факт, что единственными, кто остался недоволен принятыми решениями, оказались сами инвалиды.
Инвалиды действительно проделали огромный путь, заставив систему согласиться с тем, что они не могут жить на те копейки, которые им выделяет государство. Трудно вспомнить подобный успех группы людей, рука которых не лежит на том или ином рубильнике. Сколько вариантов повышения было предложено, сколько речей с трибуны Кнессета сказано, сколько призывов поднять пособия до размера минимальной зарплаты брошено, сколько пресс-конференций с оппозицией и коалицией плечом к плечу проведено, даже Гистадрут не остался в стороне и начал кампанию в поддержку инвалидов. В конце концов, в сентябре прошлого года, было достигнуто соглашение, которое поддержали не все организации инвалидов, но тут следует отметить, что единства между ними не было никогда.
После подписания договора выяснилось то, что, в принципе, и так было известно. Когда речь идет о миллиардных бюджетах, то депутаты Кнессета могут говорить все, что хотят, обещать, что угодно, и сколько угодно взывать с трибуны Кнессета, но они абсолютно ничего не решают и ни на что не влияют. И второе — что система, как бы сильно на нее не давили, в конце концов сделает то, что выгодной ей, и что она считает правильным. Несмотря на жесткое давление со стороны инвалидов, они и близко не получили то, что хотели. Хотя, повторюсь, и за то, что они выбили, им полагается глубокое уважение.
Прежде всего, выяснилось, что в Минфине ошиблись в расчетах. То есть общую сумму выделили даже больше на 100 миллионов, но вот в результате пособие вырастет до 3.700, а не до 4.050 шекелей. Минимум 3.700 и может быть и больше, но не 4.000 и уж совсем не 5.300 (минимальная зарплата). Сравнивая с 2.500-2.800, которые сейчас получают инвалиды, имеющие 100% потерю трудоспособности, это все-таки надбавка почти в 1.000 шекелей, но… Есть большое но. Огромное, можно сказать. Это будет потом, к 2021 году, а сейчас на дворе начало 2018. На данном же этапе, в рамках первых двух этапов, пособия будут повышены до 3.272 шекелей, а что будет на третьем этапе и когда конкретно он наступит — пока что никто не знает, министерство финансов отказалось вносить такие подробности в законопроект.
В результате комбинации с повышением пособий и объединением их с дополнительным ежемесячным пособием («кахан»), которое повысили до единой суммы в 452 шекеля, инвалиды со 100% потерей трудоспособности и 80%-100% медицинской инвалидности начнут получать с марта 2018 года вместо 2.802 шекелей 3.272 шекеля. С медицинской инвалидностью 50%-79% — 3.272 вместо 2.701 шекелей. Я бы постеснялся назвать это серьезной помощью людям с ограничениями, но может быть это потому, что я частное лицо и не должен делить государственные деньги. Также инвалидам пообещали привязать их пособия к средней зарплате только с 2022 года, а дисрегард подняли с 2.800 шекелей до 3.700 вместо обещанных 4.300 (увеличение размера дохода от работы, который можно получать без уменьшения размера пособия).
Несмотря на весь свой скептицизм, я снимаю шляпу перед людьми, которые смогли сдвинуть эту махину с мертвой точки. Я даже надеюсь, что в их пользу сыграет тот факт, что 2019 год является годом выборов и министры не забудут провести третью ступень повышения пособий еще до выхода избирателей на избирательные участки. А пока, может быть, всем нас стоит извлечь из этой борьбы урок: меньше гордиться достижениями правительства, а больше бороться за свои социальные права. Потому что потом нам скажут, что «есть чем гордиться, просто денег нет» (с)
Юрий Легков, НЭП
источник »