2018-6-21 07:10 |
В любой государственной льготной программе, кроме очевидных преимуществ, можно найти подводные камни. Хватает их и в программе «Цена для новосела», причем, несмотря на то, что программа существует уже более трех лет, а также на то, что уже проведено большое количество тендеров, на свет появляются все новые, скрытые до сих пор, проблемы.
Известно, что одной из основных проблем детища министра финансов Моше Кахлона является длительный промежуток времени между проведением лотереи и сдачей квартиры. Если на первых этапах программы в лотереях участвовали только проекты, уже либо получившие разрешение на строительство, либо находящиеся в процессе получения разрешения на строительство, то затем, чтобы поддержать темпы, начали разыгрываться квартиры в проектах, в которых подрядчики еще даже не были готовы подать просьбу на получение разрешения на строительство. Что, естественно, еще более отодвигает сроки получения покупателями желанной квартиры.
Каждый подрядчик, выигравший тендер в рамках «Цены для новосела», обязуется закончить строительство в указанные в тендере сроки, включая заранее оговоренные промежуточные этапы и получение «формы 4», позволяющей начать заселение дома. Если подрядчик не закончит работу согласно условиям тендера, то министерство строительства может реализовать предоставленные подрядчиком банковские гарантии согласно формуле 66 шекелей на квадратный метр в проекте. Таким образом, подрядчик финансово заинтересован вовремя подготовить проект к получению «формы 4». Что, казалось бы, на руку жильцам.
И вот тут проявляется один из подводных камней: как выясняется, срок окончания строительства для получения «формы 4» не является сроком сдачи квартиры жильцам. Условиями тендеров действительно предусмотрены четкие сроки, но это не сроки сдачи квартиры участникам льготной программы. Дата сдачи квартиры прописана в договоре между покупателями и подрядчиками, но эта дата, зачастую, устанавливается спустя долгие месяцы после окончания строительства. Причина подобной разницы проста: если квартира не готова к сроку, указанному в договоре между покупателем и подрядчиком, то последний — согласно закону и без связи с проектом «Цена для новосела» —должен начать выплачивать достаточно высокую компенсацию за каждый день задержки. Чтобы избежать подобной неприятности, подрядчики заранее отодвигают сроки сдачи квартиры.
Есть еще одна разница между сроком окончания строительства и сроком сдачи квартиры. Если срок сдачи квартиры, прописанный в договоре, нельзя изменить, то срок окончания строительства изменить можно, обратившись с соответствующей просьбой в министерство строительства или Земельное управление и сославшись на сложные условия строительства. Именно поэтому срок окончания строительства в тендерах варьируется от 20 до 36 месяцев.
Разрыв между сроками окончания строительства и сдачи квартиры не является нарушением тендера, вот только для многих покупателей, как выясняется, он становится неприятным сюрпризом. К примеру, в проекте «Цена для новосела» в Явне, во время собрания победители лотереи внезапно узнали, что если строительство должно быть окончено через 20 месяцев после передачи подрядчику участка, то в договорах срок сдачи квартир указан через 34 месяца после получения подрядчиком участка. Естественно, что после получения «формы 4» необходимо подключить дом к электричеству, что может занять некоторое время, но никак не 14 месяцев.
Представители подрядчика объяснили, что практически невозможно построить три дома со 133 квартирам и подземными стоянками в новом районе за 20 месяцев, и потому подрядчик не намерен брать на себя нереальные обязательства по сдаче квартир, которые в результате обернутся для него штрафами.
В министерстве строительства, с свою очередь, заявили, что квартиры будут сданы в соответствие со сроками, указанными в договорах, и эти сроки утверждены министерством. То есть через 34 месяца после получения подрядчиком участка.
Олег Каль, НЭП
источник »