2019-7-18 07:30 |
Все хотят более качественное, более современное и более достойное образование, но – бесплатно. Родители школьников не хотят платить "школьные сборы", родители детсадовцев не хотят платить за группу продленного дня, родители малышей в возрасте до 3-х лет не хотят платить за ясли. Зачем им раскошеливаться? Пусть за них платит государство.
Одержимость "бесплатностью" постепенно распространяется и на производственные отношения. С началом нового учебного года нас ожидает масштабная забастовка учителей. Идеальное время для подобной акции – за две недели до всеобщих выборов. Школьные преподаватели намерены потребовать серьезной прибавки к зарплате. То же самое собираются сделать врачи и государственные служащие. А кто за все это будет платить? Кто-нибудь заплатит.
Начнем с родителей, не желающих платить "школьные сборы". Они остались разочарованными своим последним достижением: размер их ежегодно взноса был сокращен на 24 шекеля, за счет экономии на проведении вечеринок. Но родители хотели большего. Сейчас они платят от 500 до 1360 шекелей в год. Эта сумма включает страховку от несчастных случаев, расходы на культурные мероприятия и услуги библиотеки, организацию выпускного бала и экскурсии. "Школьные сборы" приносят в бюджет на образование 1,8 миллиарда шекелей – это лишь 3 процента от его общего объема, составляющего 60 миллиардов шекелей.
Да, есть гимназии, которые требуют от родителей уплатить еще несколько сотен шекелей за дополнительную учебную программу. Но эти занятия проводятся по инициативе самих родителей. Благодаря этому у их детей есть уроки йоги, риторики и развития лидерских качеств. За это надо платить.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });В ходе последнего заседания комиссии Кнессета по вопросам образования все депутаты высказались за отмену "школьных сборов". Популизм объединяет правых и левых. Некоторые журналисты тоже выступили за отмену "школьных сборов". Это значит, что 1,8 миллиарда шекелей, которые сейчас платят родители, должен будет вытащить из своего кармана кто-то другой. Ведь недостающие деньги надо будет где-то найти.
Почему родители выросших детей, уже уплатившие все "школьные сборы", должны раскошеливаться вновь, чтобы закрыть образовавшуюся брешь в размере 1,8 миллиарда шекелей? Почему люди, у которых нет детей, должны платить за тех, у кого они есть? Почему родители, у которых двое детей, должны платить за тех, у кого их восемь? Разве недостаточно того, что государство финансирует 97 процентов бюджета просвещения?
Есть еще одна причина, оправдывающая существование "школьных сборов". Даже небольшой суммы, выложенной из собственного кармана, достаточно для того, чтобы родители ощутили большую ответственность и причастность к происходящему в школе. Если сделать все бесплатным, то и уровень вовлеченности родителей в школьные дела окажется на нуле.
Нечто похожее происходит и в сфере высшего образования. Мы все время слышим призывы к снижению платы за учебу в университетах. Ежегодный бюджет высших учебных заведений составляет 11,5 миллиарда шекелей. Плата за обучение покрывает лишь 10 процентов этой суммы. 90 процентов оплачивают налогоплательщики. Этого недостаточно?
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });За воцарение атмосферы всеобщего стремления к "бесплатности" несет ответственность Моше Кахлон. Занимая пост министра финансов в течение четырех лет, он без счета раздавал деньги, увеличивал бюджетный дефицит, залезал в долги. В конце концов, у граждан сложилось впечатление, что можно бесконечно транжирить деньги и выйти сухим из воды.
Сегодня всем, включая самого Кахлона, ясно, что это невозможно. Чтобы избежать серьезного кризиса, нужно сокращать бюджет на 12 миллиардов и повышать налоги. Но даже сейчас он не делает того, что нужно, а если и делает что-то, то криво. Например, расходы всех министерств решено сократить на один и тот же процент.
Это – трусливый способ избежать трудных решений. Это означает срыв программы бюджетного отдела Минфина, предусматривающего сокращение чрезмерных трат и двойного финансирования и увеличение доходов за счет отмены вредных для экономики налоговых льгот. Министр финансов окончательно утратил связь с реальностью. Он не принимает никаких мер для реального сокращения дефицита, он занят приукрашванием действительности. Ему важно, чтобы экономический кризис не казался израильтянам чем-то серьезным.
Именно поэтому израильтяне не осознают всей глубины разразившегося кризиса. Именно поэтому они продолжают требовать чего-то еще "бесплатно" и настаивать на повышении заработной платы. Так нас воспитал Санта Клаус.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); });Нехемия Штраслер, "ХаАрец", Б.Е. К.В. На снимке: Моше Кахлон. Фото: Оливье Фитуси