«Знали бы заранее – ни за что бы на это не подписались». Проект реновации стал кошмаром для жильцов

«Знали бы заранее – ни за что бы на это не подписались». Проект реновации стал кошмаром для жильцов
фото показано с : nep.co.il

2023-9-5 19:00

Компания «Цабарим» оставила пожилых жильцов, которые уже четыре года терпят строительные работы в своем доме, у «разбитого корыта». Подрядчик подписал договор о реновации старого дома в Яффо еще в 2012 году. Но процесс застрял на середине.

Пожилые люди вынуждены мириться с шумом, пылью, запахом канализации, стаями муравьев и крыс. Недавно компания-подрядчик столкнулась с финансовыми трудностями, так что теперь никто не может сказать, когда все это закончится.

На огромной стройке на границе Яффо и Бат-Яма, на улице Курта Тухольского, приятный ветерок с пляжа почти не чувствуется. Несколько зданий обнесены строительными лесами, поверху их фасады закрыты брезентом.

В квартирах 72 жильцов этих домов темно и сыро даже в середине дня. Здания вот уже четыре года находятся в ловушке строительных работ по проекту ТАМА-38. Это гораздо дольше, чем планировалось.

Прим. «Деталей»: ТАМА-38 – израильская программа реконструкции старых жилых зданий. Частный застройщик подписывает договор с жильцами, ремонтирует и укрепляет дом, устанавливает лифты, строит бомбоубежища, расширяет имеющиеся квартиры (чаще всего, добавляет к ним по комнате) – и достраивает наверху здания 1-2 этажа с новыми квартирами. От их продажи он и получает прибыль.

В идеале, жильцы на время строительных работ должны расселяться на другие съемные квартиры. Но в этом случае, как и во многих других, этого не произошло. Часто квартирами в старых домах владеют пожилые люди, у них нет денег и желания перебираться на съемные квартиры. Жилье в здании, где идут строительные работы, трудно пересдать даже задешево. Поэтому многие проекты реновации стопорятся из-за несогласия части жильцов. Раньше нужно было согласие 80% владельцев жилья. Теперь этот порог хотят снизить до двух третей квартировладельцев (67%).

Сейчас проект городской реновации «Яфе бе-Яффо», о котором идет речь, переходит из рук в руки. Компания, которая начала его – «Цабарим» - столкнулась с финансовыми трудностями. На прошлой неделе суд назначил ей внешнее управление - это процедура применяемая к компании-должнику в процессе банкротства.

Права на проект и управление им перешли к финансовой компании «Есодот» и страховой компании «Аялон», вложившим деньги проект. Когда работы будут завершены – никто не знает.

Еще в марте 2023 года 39 клиентов, выкупивших несколько лет назад часть из 108 дополнительных квартир, которые планируется построить в этом проекте, подали в суд на «Цабарим».

Квартиры должны были сдать около полутора лет назад, но работы так и остались на стадии каркасного строительства – и компенсацию за задержку они так и не получили.

Покупатели новых квартир активно борются за свои права, но вот голоса старых жильцов почти не слышны. И это неудивительно. Десятки пожилых жильцов, некоторые из которых больны, не имеют денег и сил, чтобы защитить свои права. Хотя без их маленьких квартир не было бы ни проекта, ни нового жилья.

Арендаторы именно с таким профилем часто отказываются от городской инновации, опасаясь именно такого сценария. Тогда им пеняют соседи, а местные власти называют их «отказниками от ТАМА».

Но вот к чему привел проект, на который эти люди согласились. Здание кишит комарами: на перегороженных лестничных клетках с потолка капает вода. Зимой эта «капель» превращается в мутные потоки. В стоячем воздухе плавает пыль, а из дыр в стенах и потолке торчат провода.

Нашествие муравьев и кошек

«Если бы я знал, что так будет, я бы никогда не подписал договор. Лифт и бомбоубежище того не стоят», — говорит 78-летний Абрам Асраф, который живет одном из этих домов со своей женой уже 38 лет.

Супруги, живущие на верхнем этаже первоначального дома, надеялись получить лифт. Они подписали договор более десяти лет назад. Тогда им сказали, что работы продлятся 30 месяцев.

Жена Асрафа сейчас в больнице, восстанавливается после операции по замене хряща коленного сустава. Когда ее выпишут, она не сможет вернуться в свою квартиру: подъема по лестнице ей не одолеть.

Еще одному их соседу по дому скоро исполнится 100 лет.

Асраф жалуется на запах канализации, стаи муравьев и кошек, которые взбираются на леса и проникают в квартиру через открытые окна. Ставни окон разбиты и залиты каплями цемента.

Фотоиллюстрация: Томер Аппельбаум

Другой жилец рассказывает о бегающих по дому крысах. «Рабочие разобрали компрессор моего кондиционера и заменили его на другой. Украли много вещей. У меня уже два месяца нет горячей воды, а электричество постоянно отключается», — говорит он.

Роза Аннушкина, мать двоих детей, живущая этажом ниже него, рассказывает, что купила квартиру в этом доме в 2009 году. Уже тогда шли переговоры проекту ТАМА-38.

«Когда я наконец подписала договор с застройщиком в 2012 году, я была беременна. И я очень боялась – как я буду жить на стройке, будучи беременной, а потом с маленьким ребенком. В итоге строительство началось в 2020 году, а сегодня моему сыну уже десять лет. Он вырос посреди всего этого», - говорит она.

"Моя квартира полностью открыта: за окном на строительных лесах трудятся рабочие, а у меня нет решеток на окнах. Однажды я увидела, как один из них просто открыл окно и подключился к моему электричеству, не спрашивая меня», - добавляет Роза.

По словам Асрафа и Аннушкиной, переехать на другое съемное жилье до завершения строительства – нереально, у них нет денег снять другую квартиру.

«До банкротства застройщик сказал, что «поможет» мне 500 шекелями в месяц, если я сниму другое жилье», — говорит Анушкина.

Асраф подтверждает, что получил аналогичное предложение. «Но какую квартиру я могу снять по такой цене в этом районе. Кто в такой ситуации снимет мою квартиру, за которую я до сих пор плачу ипотеку?»

«Это может случиться с кем угодно»

Движущей силой в борьбе с компанией-застройщиком стали покупатели новых квартир, которые планировалось достроить на верхних этажах. Один из них – Яхав Спинард – заплатил 2 миллиона шекелей за четырехкомнатную квартиру, которой все еще нет.

К их иску против застройщика старые жильцы присоединиться не могут – покупатели дополнительных квартиру подписывают отдельные договоры, не такие, как у старых жильцов.

Прежних владельцев квартир будет на общественных началах представлять адвокат Хагит Бавли из юридической фирмы «Арнон, Тадмор-Леви». Но на данном этапе у них нет юридического представительства: большинство из них пожилые люди и находятся в сложном финансовом положении. Они говорят, что не понимают, что происходит, и не знают, как добиться компенсации за причиненную им несправедливость.

«Мы подписали договор с гарантией и закрыли сделку уже давно. Сдача квартиры просрочена уже на полтора года, и никакой компенсации мы так и не получили», — со своей стороны, рассказывает Яхав Спинард.

По его словам, застройщик должен был начать выплачивать компенсацию уже после трех месяцев задержки. Ее размер должен был соответствовать  арендной плате в этом районе. Но этого не происходит.

«А теперь наш иск что-то там встряхнул – и весь карточный домик рухнул. Мы узнали, что застройщик неплатежеспособен».

По словам Спинарда, он купил квартиру в проекте еще в 2015 году и тщательно все проверил. Но это не помогло. «Такое может случиться с кем угодно. Перед покупкой я предпринял все возможные шаги, но, когда речь идет о покупке инвестиционной квартире «на бумаге», всегда есть риски», - говорит он.

«Я поговорил с Рони Цабари (владельцем компании) и увидел, что у него есть финансовая поддержка. Каждый раз, когда мы встречались, он представлял все в розовом свете. [Когда начались задержки], он заявлял, что все в порядке, а виноват подрядчик, которого они несколько раз меняли, - рассказывает Спинард. -  Теперь же он снимает с себя ответственность, и говорит, что от него уже ничего не зависит. Он представляет себя жертвой, и это бесит! Люди взяли ипотеку [на эти квартиры] и выплачивали ее годами».

Но даже покупатели дополнительных квартир понимают, что сильнее всего от ситуации пострадали старые жильцы.

«У них прямо на голове идут строительные работы уже четыре года. Если бы они не были самыми обездоленными в стране, это давно попало бы в заголовки газет», - признает Спинард.

В ближайшие дни юристы из фирмы «Арнон, Тадмор-Леви», на общественных началах представляющие старых жильцов, встретятся с временным управляющим, который должен разобраться с долгами компании «Цабарим». Возможно, тогда что-то сдвинется с мертвой точки.

Ким Легазиэль, TheMarker, «Детали».Фото: Томер Аппельбаум

The post «Знали бы заранее – ни за что бы на это не подписались». Проект реновации стал кошмаром для жильцов appeared first on НЭП.

источник »

жильцов четыре года оставила пожилых терпят строительные

жильцов четыре → Результатов: 2


Пожар в Рамат-Гане: пострадали четыре человека

В жилом многоквартирном доме на улице Бялик в Рамат-Гане вспыхнул пожар. Сотрудникам пожарной службы удалось эвакуировать жильцов, однако четыре человека получили отравление дымом.

2019-12-31 10:58


Число погибших в Магнитогорске выросло до четырех, судьба 68 человек остается неизвестной

В результате взрыва в жилом доме в Магнитогорске погибли четыре человека, в том числе ребенок. Судьба еще 68 жильцов пока неизвестна.

2018-12-31 10:54