2022-12-13 20:00 |
Фразу «Пришельца не обижай и не притесняй, ведь пришельцами были вы в земле египетской…» (Шмот, 22) хорошо бы повесить в аэропорту им Бен-Гуриона, в коридорах МВД и прочих израильских министерств – возможно, тогда результаты исследования положения украинских беженцев в Израиле были бы оптимистичнее.
С момента вторжения России 24 февраля 2022 года Украину покинули около 7,89 миллиона человек, большинство из которых женщины и дети. Еще 6,5 миллионов украинцев стали внутренне перемещенными лицами. Это - данные Агентства ООН по делам беженцев на декабрь 2022 года. За границу уезжали, в основном, женщины и дети – мужчинам призывного возраста от 18 до 60 лет не разрешалось покинуть Украину.
Как сообщает HIAS (Hebrew Immigrant Aid Society - международная организация, которая сейчас занимается проблемами беженцев по всему миру) в Израиле сейчас находится около 14 тысяч украинских беженцев. Однако все они имеют статус не беженца, а туриста. Все эти месяцы, что Россия творит в Украине гуманитарную катастрофу, израильское правительство меняло политику по отношению к украинцам в вопросах возможности работать и доступа к основным услугам, которое общество и государство может и должно им предоставить.
В общественные организации беженцы начали обращаться с первых же дней прибытия, которые были скрашены не адекватными действиями израильского МВД: людей подолгу держали в аэропорту, кого-то депортировали, а других пытались выдворить из гостиниц, в которых их размещали сразу же по приезду. Квота в 5000 беженцев-неевреев включала украинцев, не имеющих родственных связей в Израиле, но потом было приняты и тысячи нееврейских родственников израильских граждан. В начале кризиса организация HIAS, как и другие, была завалена призывами о юридической помощи: многим было отказано в пересечении границы Израиля, многие оказались задержаны и разлучены со своими семьями.
Оценка потребностейВесной и летом 2022 года HIAS провела два важных опроса украинских беженцев. Один из них «Украинские беженцы в Израиле: быстрая оценка потребностей» – исследовал вопросы благополучия, безопасности, экономической интеграции, здоровья и психологического состояния прибывших. Дополнительный опрос провели по вопросам трудоустройства.
Результаты этих опросов не могут не вызывать беспокойство.
Выяснилось, например, что не всегда были удовлетворены самые базовые потребности людей – в еде и жилье. Продовольственных карточек, предоставляемых правительством (700 шекелей на человека) не хватало на продукты. И женщины не всегда понимали, на сколько карточек или на какую продуктовую корзину они могут рассчитывать.
«Я получила одну продуктовую карту для своего младшего сына, и я не знаю, могу ли я попросить еще для себя и старшего сына», – так отвечала женщина, 30 лет. Правительственная гуманитарная Горячая линия для украинских беженцев *5130 начала работать на русском, украинском и иврите, но опросы не подтвердили ее эффективность.
Украинские беженцы, въезжающие в Израиль, получают туристическую визу, без разрешения работать. Лишь в мае было объявлено, что украинцы, которые приехали в Израиль до 30 сентября 2022 года, или находились в Израиле на законных основаниях на момент начала российского вторжения, могут работать до тех пор, пока война в Украине продолжается – даже без разрешения на работу. В таком же состоянии находятся и беженцы из Судана и Эритреи.
Жилье новоприбывшие нашли в основном у друзей и родственников – репатриантов в первом поколении из бывшего Советского Союза или рабочих иммигрантов из Украины, прибывшими в Израиль до войны. Но многие из них с трудом обеспечивают даже самих себя. Беженцы смущены тем, что стали для них обузой. Принимающие семьи также публично говорили о проблемах, с которыми они сталкиваются.
«Это стало очень тяжелой финансовой борьбой для меня. Их размещение — моя ответственность. Внезапно вы должны покупать гораздо больше еды, помогать им. Мой отец не хочет зависеть от меня», – говорит женщина, принимающая отца и его друга из Одессы.
Респонденты, звонившие по горячей линии *5130, рассказали, что правительство не смогло помочь, и только один поделился положительным опытом.
Некоторые рассказали, что их предыдущий отрицательный опыт общения с государственными органами побудил их искать помощи в другом месте. Например, членам семьи было отказано во въезде, они были разлучены со своими семьями, и это привело к недоверию к государственным органам.
Мало кому государство помогло с жильем. «Они нам не помогли. Нам сказали жить в комнате монастыря католической церкви, но нас 6 человек – родители и 4 детей. Мы не можем поместиться в одной комнате», — рассказала женщина, 40 лет.
Проблема с доступностью медицинских услуг существует до сих пор. Правительство Израиля заявляло, что украинские беженцы имеют право на получение медицинской помощи, но существует путаница в отношении того, какие именно медицинские услуги предоставляются. Сейчас бесплатная для беженцев страховка продлена до марта 2023 года для людей старше 60 лет. Остальные могут получать помощь лишь в системе клиник «Терем»
Более половины респондентов (52%) приехали в Израиль с несовершеннолетними детьми. 1 сентября только 15% детей школьного возраста учились в школах. Многие родители сообщали о трудностях с доступом к образованию из-за бюрократических препон и противодействия, оказываемого муниципальными властями. Это – сверх того, что таким детям нужна не только школа, но и особая помощь, и психологическая поддержка. Родители рассказывают, что их дети, лишенные среды общения, «сидят в телефоне» или у экрана компьютера (единственное «личное пространство»). Они ищут в интернете новости о военных операциях на Украине, что еще больше усугубляет психологический стресс и травму.
«Мы хотим работать»Осенью занятость украинских беженцев была такова: менее 40% респонденток / респондентов работают. Более 60% сообщают, что отсутствие работы и ее нестабильность является их главной проблемой. «Мы не ленивы. Мы хотим работать. Но не можем. Это угнетает. Это очень тяжело» – сказал в опросе мужчина, 60 лет.
Их образование может позволить гораздо более успешное трудоустройство: 60% респонденток\респондентов имеют степень бакалавра или выше; 29% имеют профессиональное образование и 58% - более пяти лет профессионального опыта. Отсутствие рабочих виз – одна из причин, по которым работодатели боятся принимать этих людей на работу.
«Однако сейчас Израиль дает им все права, они могут работать, если приехали до 30 сентября и живут в Израиле минимум 90 дней, – рассказывает Зоя Пушникова, координатор по работе с украинскими беженцами HIAS. – Те, кто приехали позже, пока такого права не имеют, но мы собираемся оспаривать это в суде»
– А знают ли это работодатели? Не боятся ли они брать на работу людей без рабочей визы?
– Хороший вопрос. Наша работа сейчас как раз и заключается в том, чтобы находить этих работодателей, объяснить им, как брать беженцев на работу. На одной из встреч с потенциальными работодателями нам сказали: «Мы не знали, что это так просто, теперь мы готовы».
К сожалению, есть некие «географические» ограничения – с августа этого года МВД требует, чтобы в 18 городах центра их брали работать только в определенные сферы занятости: уход, гостиницы, строительство, сельскохозяйственные работы и, в определенных случаях, общепит. Юристы нескольких НКО обратились в суд, и мы надеемся уже в декабре оспорить это ограничение. Вообще, оно было создано для африканских беженцев. И это уже третий суд на тему ограничений.
15 декабря в рамках нашего проекта помощи с трудоустройством мы вместе с партнерами проведем «Ярмарку возможностей», куда приглашаем всех беженцев из Украины (с туристическим статусом). Там будут бесплатно работать адвокаты по вопросам работы и статуса, можно будет получить очередь на бесплатное лечение к дантисту, мы прочитаем лекции по правам работников в Израиле, психологи расскажут о том, как говорить с детьми, как объяснять и облегчать им ситуацию, как решать финансовые вопросы.
Самое важное: мы приглашаем туда работодателей, которые готовы брать людей на работу, проводить интервью. Организация «Наамат» готова брать нянь на работу в детские сады, компания «Штраус» предоставит вакансии на заводах, сеть «Авраам Хостель» и другие.
– В ответах на вопросы одна из женщин пишет, что боится работать, потому что прочитала новостной репортаж о девушке из Украины, которая на рабочем месте подверглась насилию. Эта проблема существует?
– Мы увязываем вопрос легального трудоустройства с профилактикой сексуального насилия. Женщина-беженка – конечно, в группе риска, ее могут подталкивать к проституции при приеме на работу, и на самой работе. Поэтому для нас очень важно иметь дело с ответственными работодателями.
«Ярмарка возможностей» состоится 15 декабря с 15.30 до 19.00 в спортивном центре Хашалом, ул. Менахем Бегин, 144, Тель-Авив-Яффо. Беженцы, которые хотят принять в ней участие, нужно заполнить регистрационную форму.
Алла Борисова, «Детали». Фото: Хадас Паруш
The post Украинским беженцам в Израиле помогут найти временную работу appeared first on НЭП.
источник »