2018-7-20 12:15 |
Случай, к сожалению, реальный: страховые компании уговорили 80-летнего старика выплатить им за ненужные страховки 100 тысяч шекелей.
Говорите, с вами этого не случится? А с вашими родителями? А с дедом? А, может быть, что-то подобное уже произошло, а вы лишь удивляетесь, что любимый дедушка стал все реже делать подарки внукам?
С Н. (это не «вообще», а вполне определенный человек) такое случилось, и он, увы не одинок. Страховым компаниям удалось продать ему 9 (девять!) страховых полисов, покрывающих убытки от несчастных случаев.
Есть ли вообще предел числу одних и тех же,по сути, страховок, которые можно продать одному и тому же человеку? Н., о котором идет речь, уже, мягко говоря, не молод, ему скоро исполнится 80 лет, и он давно не работает и живет на пенсию и накопленные за жизнь сбережения. Все это не помешало страховым компаниям и их агентам распознать в Н. легкую добычу и раз за разом «всучивать» ему ненужные страховые полисы. И все лишь для того, чтобы каждый раз урывать из его вовсе небольшой пенсии еще несколько сотен шекелей в месяц.
Неизвестно, как долго продолжалось бы пиршество, если бы его дочь в прошлом месяце не поинтересовалась, почему отец ежемесячно платит так много страховым компаниям. Проверка на минфиновском сайте «Страховая гора» выявила, что за последние шесть лет страховым компаниям удалось продать нашему Н. одну и туже страховку девять раз. Так и получилось, что за эти годы девять раз застрахованный и перезастрахованный старик выплатил в качестве страховых премий 100 тысяч шекелей.
Вообще-то страховка от несчастных случаев предназначена, в первую очередь, для тех, кто занят на опасных работах, и если на производстве и в самом деле случится какое-то несчастье и трудоспособность пострадает, застрахованный сможет за счет этой страховки без особых финансовых проблем пережить период восстановления.
А как продать такую страховку неработающему пенсионеру, которому она, эта страховка, не очень-то и нужна? Да запросто! Нужна или не нужна страховка – дело десятое. И раз за разом искушенные агенты и представители страховых компаний, которыми под завязку укомплектованы их колл-центры, пытаются навязать потенциальным клиентам ненужные им полисы. И эти попытки небезуспешны. Пример Н. еще раз доказывает, что если страховщики будут достаточно велеречивы и настойчивы, победа будет за ними. Именно такую победу и можно назвать «несчастным случаем», от которого непросто уберечься.
Но и это еще не все. Как только жертве продан первый страховой полис, страховые компании идентифицируют клиента как легкую добычу, как «слабака», на котором грех не нажиться. И они одна за другой пикируют на давшего слабину человека, чаще всего это – пожилые неискушенные в страховании люди, и вновь и вновь живописуют острую необходимость обзавестись страховым полисом. Ключевые фразы хорошо известны: «Одна страховка – этого для вас мало», «Вы уже пожилой человек, что случится если Вы, не дай бог, сломаете ногу», «Страховка лишней не бывает». И так далее и тому подобное.
Случай Н. – не исключение, напротив, это лишь один из примеров распространенного явления. Страховые компании и их агенты нередко используют трюки и манипуляции, чтобы продать доверчивым клиентам ненужные страховки. Иногда речь идет о прямом и целенаправленном обмане. Чаще всего в ход идет запугивание неизвестным и наверняка мрачным будущим. И, еще раз, самая легкая добыча – пожилые люди.
И добыча желанная. На протяжении последнего десятилетия сумма премий, взимаемых израильскими страховыми компаниями, за продажу полисов страхования от несчастных случаев, подскочила на 460% — с 290 млн. шекелей в 2007 году до 1,6 миллиарда шекелей в 2016-м.
Тот факт, что ненужные полисы удается продавать во все больших масштабах, хорошо прослеживается в показателях прибыльности компаний. В страховании широко используется так называемый коэффициент убыточности (Loss Ratio на профессиональном жаргоне). Этот показатель отслеживает отношение суммы убытка (то есть, суммы, выплаченной застрахованным) к собранной страховой премии. В страховом деле данный коэффициент используется для оценки результатов деятельности страховщика по тем или иным видам страховок. Так вот, по полисам страхования от несчастных случаев Loss Ratio составляет 40%. Это означает, что с каждого шекеля, полученного от клиента в качестве страховой премии, 60 агорот остается у компании – уже после всех сопутствующих расходов. Это нелогично высокий показатель прибыльности, отражающий, среди прочего, неблаговидные способы ее получения.
Конец нашей истории — счастливый: дочь Н. обратилась в TheMarker, издание — в Управление рынками капитала и страхования, управление, в свою очередь — к страховым компаниям, и те вернули пожилому человеку 90% зря заплаченных денег.
Справедливость восторжествовала, но это, скорее, — исключение, а не правило. Тем более, это верно в отношении русскоязычных пожилых израильтян с особой легкостью поддающихся уговорам сладкоречивых страховщиков. К сожалению, и русскоязычной версии сайт «Страховая гора» пока не имеет. Им остается надеяться лишь на то, что до них не доберутся ретивые страховые компании и, конечно, на подкованных в иврите детей, внуков и просто знакомых.
Александр Дубинский, «Детали». Фотография Pasqualantonio Pingue, FreeImages.com