2018-8-19 07:18 |
Министр финансов Моше Калон категорически против повышения цен и налогов. Имеет право, как министр финансов. Но если изменение налогов зависит только от него, то с ценами все не так просто. На определенном этапе производители могут полностью проигнорировать мнение и желания министра финансов, что и имело место на рынке молочной продукции.
Как известно, Моше Кахлон отказался поставить свою подпись под указом о повышении цен на 3,4% на молокопродукты, находящиеся под контролем государства, как того рекомендовала комиссия по ценообразованию. Свою позицию министр финансов никак не объяснил, но было понятно, что он опасается положить начало процессу роста цен, причем не только на молокопродукты, но и на продукты питания в целом.
Производителей молочной продукции возмутило, что своим решением Кахлон проигнорировал тот факт, что с начала 2017 года «целевая цена» на сырое молоко выросла на 10,7% до 2,07 шекелей за литр. Компания «Тара» подала срочное ходатайство в Верховный суд справедливости, требуя отложить решение о повышении «целевой цены» на сырое молоко, так как государство препятствует повышению цен на молочные продукты, находящиеся под контролем государства. «Тнува», в свою очередь, потребовала от министра финансов объяснить свой отказ принять рекомендации комиссии и повысить цены на молочную продукцию. БАГАЦ объединил оба иска и постановил, что государство должно дать ответ до 20.9.18.
Между тем «Тнува» приняла решение не ожидать, пока БАГАЦ вынесет решение по ходатайству и сообщила о повышении цен на молочные продукты, не находящиеся под контролем государства, на 2,2%. Из плотины выпал большой камень, и на потребителей обрушились ежедневные сообщения о повышении цен. Возможно, министр финансов смог бы проигнорировать этот поток, но после публикации данных о росте цен на жилье на 0,9% был вынужден «начать переговоры под огнем», так как перед ним замаячила реальная возможность прийти к выборам не просто без достижений, но и с ростом дороговизны жизни.
Согласно поступавшей в СМИ информации, представители министерства финансов провели несколько встреч с руководством Тнувы. Министр финансов уже осознал, что повышение цен на рынке молочных продуктов неизбежно, и все, чего он может добиться, это попытаться отсрочить рост цен. В обмен на отсрочку министерство финансов предложило «Тнуве» отменить необходимость того, чтобы министры финансов и сельского хозяйства ставили свою подпись под указом об изменении цен на молочную продукцию, находящуюся под контролем государства. В этом случае изменение цен будет происходить автоматически согласно установленной формуле, министры потеряют право вето. Другими словами, в случае достижения договоренности больше не повторится ситуация, при которой министр сельского хозяйства готов подписать указ, а министр финансов возражает.
По данным Центрального статистического бюро, израильская семья тратила в 2015 году в среднем 280 шекелей в месяц на молоко и молочные продукты. Последний раз цены на молоко и молочные продукты, находящиеся под контролем государства, обновлялись в феврале 2016 года – при этом цены были снижены. Так как комиссия по ценообразованию рекомендовала снизить цена, то подпись министров не заставила себя ждать: комиссия приняла решение о снижении цен на 3% 25 января 2016 года, а 10 февраля указ уже был подписан министрами.
Пока что договоренность не достигнута, в немалой степени из-за конфликта между министрами сельского хозяйства и финансов по следам решения Кахлона бороться с дороговизной продуктов питания путем отмены таможенных пошлин, не скоординировав свои действия с министром сельского хозяйства. Но даже в случае достижения соглашения, нельзя сказать, что подобный результат полностью удовлетворит министра финансов — даже если цены будут повышены после праздников, это все равно произойдет в год выборов.
Юрий Легков, НЭП
источник »