2023-5-28 20:00 |
Спустя несколько минут после утверждения государственного бюджета премьер-министр Биньямин Нетаниягу, улыбающийся и счастливый, вышел из зала заседаний кнессета.
Чтобы отпраздновать победу, он направился к точке, откуда вели трансляцию журналисты его «домашнего» 14-го телеканала. После шантажа со стороны партнеров по коалиции успешное завершение голосования было ему как гора с плеч. Когда Нетаниягу спросили по поводу следующих задач, он ответил: «Снижение цен». Журналисты спросили: «А что с судебной реформой, ее проведение будет возобновлено?» Нетаниягу ответил: «Конечно. Я надеюсь, нам удастся добиться широкого согласия». Ничего больше по поводу проблемы, будоражащей всю страну уже четыре месяца подряд, он не сказал, и пошел дальше – в свою канцелярию.
Не будем сейчас разбираться в том, что из этого премьер-министр сказал всерьез. Но, если бы ему можно было задать еще один вопрос, стоило бы спросить его о том, как он будет выполнять два противоречащих друг другу обещания.
Это противоречие проявилось в незамедлительной реакции валютного рынка на слова Нетаниягу, а также на заявление начальника Генштаба Герци Халеви о том, что негативное развитие ситуации вокруг Ирана «может подтолкнуть Израиль к действиям».
Курс доллара подскочил до 3,73 шекелей. Шекель подешевел таким образом на 11% за четыре месяца – и это напрямую связано с судебной реформой.
Девальвация шекеля повышает стоимость импортной продукции и поездок за границу. Жить становится еще дороже. Национальная валюта начала дешеветь сразу же после того, как министр юстиции Ярив Левин объявил о проведении судебной реформы, - и продолжила движение вниз после суровых предостережений ведущих экономистов мира, кредитных рейтинговых агентств и высокопоставленных представителей минфина и Банка Израиля.
Удар почувствуется сильно
Такое впечатление, что после утверждения бюджета Нетаниягу пребывает в эйфории. Но предостережения специалистов никто не отменял. Напротив, последние события только подтверждают их обоснованность.
Очевидно, что, если судебная реформа продолжится без достижения компромисса, предотвращающего полную политизацию выбора судей, мрачные прогнозы – по крайней мере их часть, - сбудутся. Об этом уже писали в своих выводах рейтинговые агентства.
Если Нетаниягу в самом деле хочет бороться с дороговизной, в течение ближайшего года ему стоит сосредоточить усилия своего правительства именно на этом. Это очень болезненная проблема, особенно для представителей средних и нижних децилей, голосовавших в большинстве своем за входящие в коалицию партии. Удар по экономике – снижение доходов государства от сбора налогов, дальнейший рост цен и снижение курса шекеля – мы ощутим на себе очень скоро.
Собственно, мы уже это чувствуем – ключевая ставка повышалась за последний год 10 раз, и ежемесячный возврат ипотеки существенно возрос.
Примечательно, что, по данным Банка Израиля, в наибольшей степени пострадали от этого ультраортодоксы. Они, в отличие от представителей других секторов, берут ссуды, в большей степени привязанные к плавающему проценту «прайм» (ключевая ставка Банка Израиля + 1,5%). Поэтому повышение ключевой ставки они ощущают на себе практически сразу же. Это осложняет финансовое положение множества израильских семей, но особенно тяжело сказывается именно на ультраортодоксах.
Сколько еще он сможет маневрировать между двумя угрозами?
Отношение Нетаниягу к судебному перевороту изменилось вследствие массового общественного протеста и многочисленных угроз, которые он представляет для экономики страны, ее международного статуса (в первую очередь, отношений с США) и единства ЦАХАЛа.
Нетаниягу знает, что продолжение судебной реформы в соответствии с изначальной версией Левина способно развалить армию. Поэтому к тому, что было, он уже не вернется. Но и за смягченный вариант реформы нам придется уплатить высокую цену. В принципе, мы платим ее уже сейчас – состояние неопределенности ведет к сокращению инвестиций в хайтек и подталкивает предпринимателей регистрировать новые предприятия за рубежом, а не в Израиле.
В то же время партнеры Нетаниягу по коалиции угрожают, что отказ от проведения реформы чреват падением правительства. Сколько еще времени он сможет маневрировать между двумя угрозами? Хороший вопрос. Вряд ли у самого Нетаниягу есть на него ответ.
Если он всерьез собирается заняться борьбой с дороговизной, это может стать для него хорошей уловкой. На самом деле, в результате выиграем мы все: в течение ближайшего года правительство сконцентрируется на решении этой проблемы. Если судебную реформу положат под сукно, шекель наверняка укрепится – и только это может привести к снижению цен, по крайней мере, на 2%.
Еще несколько решительных шагов, направленных на открытие рынков и обострение конкуренции – устранение некоторых таможенных барьеров и снижение акцизов – могут снизить цены уже на 5%, и все это в течение сжатого промежутка времени. Все, что осталось сделать Нетаниягу, это выбрать, что ему важнее: ослабление демократии и расшатывание экономики или борьба с дороговизной и восстановление отношений с президентом США.
Сами Перец, TheMarker. Фото: Дан Кейнан
The post Снижение цен или судебная реформа? Нетаниягу придется выбрать что-то одно appeared first on НЭП.
источник »