2019-8-27 07:10 |
Мировые цены на кофе снизились на десятки процентов. И в других странах многие производители кофейных смесей, капсул и зерен, снизили цены на свои продукты, не теряя доходности.
А в Израиле? Как бы не так! Компания «Штраус», практически не имеющая конкурентов на местном рынке продаж кофе, предпочла не снижать цены, а увеличить собственные доходы на 70%.
var truvidScript = document.createElement('script'); truvidScript.async = true; truvidScript.setAttribute('data-cfasync','false'); truvidScript.type = 'text/javascript'; truvidScript.src = '//stg.truvidplayer.com/index.php?sub_user_id=567&widget_id=2529&playlist_id=1915&m=a&cb=' + (Math.random() * 10000000000000000); var currentScript = document.currentScript || document.scripts[document.scripts.length - 1]; currentScript.parentNode.insertBefore(truvidScript, currentScript.nextSibling);
«Группа Штраус» – второй по величине игрок на рынке продуктов питания в Израиле. В 2017 году она распределила дивиденды на сумму, превышающую полмиллиарда шекелей. Почти 300 миллионов из них пошло семье Штраус, которой принадлежит более 57% этой компании. Компания вложилась и в покупку акций зарубежных кофейных фабрик, что призвано еще более улучшить ее деятельность в этом секторе.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });10% всех покупок израильтян в продуктовых сетях приходятся на товары этой компании. И конечно, когда нет конкуренции, такое положение может быть использовано для получения гораздо большей прибыли, чем в странах, где конкуренция есть. В итоге цены на кофе в Израиле не снижались, невзирая на продолжающееся уже несколько лет удешевление на мировых рынках. А вот в других странах компания снизила цены на свой кофе, причем иногда даже сильнее, чем снижались цены на кофе-бобы.
Например, бобы сорта «робуста» - на этот сорт приходится около половины продаж «Штраус» - с начала 2017 года снизились в цене на 31%, а на «арабику» - на 16%. Но за это же время в Шуферсаль, Рами Леви и других сетях средние цены на кофе «турки» в 200-грамовых упаковках только выросли – или, в лучшем случае, остались теми же с 2017 года. В Бразилии и Польше цены были снижены – а в Израиле, напротив, снизили скидки для оптовиков.
В результате рентабельность кофе от «Штрауса» в Израиле намного выше, чем в других странах, где он продается. В Израиле его доходность, по данным на первую половину 2019 года, 22.2% - примерно в 2.5 раза выше, чем в Польше, Бразилии, России, Украине, Сербии, Румынии, в которых компания ограничивается доходностью, в среднем, в 8.8%. При этом в Израиле «Штраусс» продает кофе на 737 млн.шекелей в год, а во всех других странах – на 3,2 млрд. шекелей (по данным 2018 года).
Способность «Штрауса» взимать с покупателя столь большие наценки может быть объяснена преимущественным положением этой компании на рынке. «Кофе Илит» остается крупнейшим брендом в стране, занимая 55,4% израильского рынка. Второе место в стране – у «Нестли», с ее Taster's Choice – 26,5% рынка. В других странах доли значительно меньше. Впрочем, заметны успехи и в Польше, в которой израильская группа смогла занять до 40% местного рынка растворимого кофе и до 20% обжаренного, и в Бразилии, где доля «Штрауса» достигла 31% рынка растворимого кофе.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });"В категориях «растворимый кофе» и «турецкий кофе» у «Штрауса» нет реальных конкурентов в Израиле, - признаются в торговых сетях. – И сети едва ли получают прибыль от их продажи, потому что эти продукты, как правило, используются только для привлечения покупателей в магазины. А «Штраус» в последние годы цены на них не снижал».
«Штраус» уже не первый раз подвергают критике за то, что в Израиле ее товары стоят дороже, чем в других странах. Так, в 2012 году резонанс вызвал снимок, сделанный в одном из супермаркетов в США: покупатель купил батончик марки «песек зман» за 69 центов – тогда это было эквивалентно 2,56 шекелям. Такой же батончик в израильской «Меге» стоил 6.29 шекеля. Тогда в «Штраус» заявили, что за окончательную цену отвечают продавцы и магазины, она, дескать, от них не зависит.
В «Штраус» все это не отрицают – но напоминают, что они и не повышали цены на многие свои товары тоже, причем с 2011 года, хотя цены на сырье в других секторах выросли. В реакции «Штраус» сказано: «С 2011 года компания приняла решение не повышать цены на свои товары в Израиле, даже когда производственные затраты значительно увеличились, и выросли цены на сырье, в том числе – на зеленый кофе. Проверка цен в определенном секторе и в определенное время, при котором принимается во внимание только цена на сырье – недостаточна, чтобы в полной мере отразить поведение компании».
Ади Доврат-Мазрич, TheMarker. К.В. Иллюстрация: Pixabay
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); }); источник »