2018-11-25 14:27 |
Сегодня всем известно, что Моше Кахлон – эксперт по одному вопросу: предвыборной экономике. Все знают, как он распределял бюджетные деньги и раздавал их каждому, кто просил – только ради того, чтобы завоевать голоса избирателей. И вот Кахлон остался практически у разбитого корыта перед опасностью огромного бюджетного дефицита.
В свое время главой минфина у нас был Моше Нисим. Он считался отличным министром финансов, но знали ли вы, что Нисим тоже осуществлял «предвыборную экономику»?
Нисим служил министром финансов в 1986-1988 годах. Вскоре после его вступления в должность к нему пришли поселенцы в сопровождении депутатов кнессета от «Ликуда». Они сели напротив Нисима и сказали: «Вы ведь поддерживаете поселения? Нам не хватает средств, чтобы выкупать землю. Дайте нам больше денег».
Нисим ответил: «Бюджет похож на стену, которую вы строите из кирпичей, ставите их один на другой. Если вытащить один кирпич, вся стена рухнет. Я не могу дать вам денег. Я хочу помочь поселениям, но не могу. Бюджет не мой, он принадлежит народу Израиля, а я – просто посланник израильтян, который должен хранить казну». Лоббисты поняли, что Нисим ничего им не даст, и ушли.
В те далекие времена в коридоре рядом с кабинетом министра финансов всегда было много деловых людей, которые крутились там в надежде поговорить с министром и убедить его выделить средства из госбюджета. Но через полгода после вступления Нисима на пост коридор опустел. Все поняли, что этот министр просто так денег не даст. В результате Нисим завершил 1987 год с превышением доходов над расходами, а не с высоким и опасным дефицитом, как сейчас Кахлон. Все уже знают, что Кахлон – министр финансов, который раздает миллиарды. Теперь коридор у его кабинета опять полон просителей.
Другая цифра для сравнения: Нисим завершил 1987 год при экономическом росте в 6.1 процента, а экономический рост в период Кахлона – около 3 процентов. Как день и ночь. И не случайно экономисты OECD на этой неделе опубликовали негативные комментарии по поводу ситуации в израильской экономике.
15 сентября 1988 года, за полтора месяца до выборов, Давид Боаз, начальник бюджетного управления минфина, вошел в кабинет Нисима и сказал: «Мы должны сегодня поднять цены на субсидируемые продукты – хлеб, молоко, сыр, кур, яйца и масло». Нисим ответил: «Сегодня я не готов это сделать». Боаз подумал, что теперь ему придется столкнуться с проблемой резкого роста бюджетного дефицита, что плохо для экономики.
Они сидели в напряженной тишине минуту или две. Это время показалось Боазу вечностью. Потом Нисим сказал: «Вы обратили внимание на мои слова? Я сказал, что не готов поднять цены сегодня. Но я прошу вас подготовить все распоряжения, чтобы мы подняли цены на упомянутые продукты через месяц, 15 октября, за две недели до выборов. Я считаю важным так воспитывать граждан, чтобы все поняли: ничто не помешает нам делать то, что необходимо, даже накануне выборов Это – моя предвыборная экономика». Боаз был ошеломлен.
На следующий день, когда эта история стала известна в «Ликуде», в кабинет Нисима пришли два партийных ветерана и сказали: «Сегодня вы добавили нам три мандата в кнессете. Общественность любит честность и доверие, люди будут голосовать за нас». Действительно, на тех выборах «Ликуд» получил больше мест, чем «Авода», а Моше Нисим поднялся до беспрецедентного уровня популярности в 75 процентов.
Нехемия Штрасслер, «ХаАрец» Д.Н.
Фото: Офер Вакнин.
источник »