2023-3-11 18:00 |
Одна из основных предпосылок ЦАХАЛа при строительстве своих сил и стратегическом планировании заключается в том, что армия не может выполнять свои задачи и обязанности в обычных и чрезвычайных ситуациях без сильной, укомплектованной, обученной и сплоченной системы резервистской службы.
Эта система в течение многих лет сталкивается с трудными проблемами, но представляется, что сегодня сразу несколько вызовов могут привести ее к кризису. Один из них заключается в том, что мотивация к службе с годами снижается, по разным причинам, и это отражается, среди прочего, в низкой явке. «Серый» отказ от службы существует во всех подразделениях, и во все большем масштабе.
Кроме того, формирования боевого резерва не находятся в надлежащей форме (несмотря на учения в последние годы) и недостаточно оснащены (конечно, по сравнению с регулярными частями и подразделениями).
Вдобавок с начала 2023 года резервные части требуются для оперативного применения два раза в три года, а не один раз в этот период времени. Ввиду возможности эскалации в Иудее и Самарии, в секторе Газа или на севере, резервные подразделения могут потребоваться на дополнительные периоды.
При этом система денежного и морального вознаграждения не удовлетворяет резервистов. Они чувствуют, что от них требуют все больше и больше, но большего вознаграждения они не получают. И вот судебная реформа и ее значение для израильских норм и ценностей, ее социальные и правовые последствия раздирают систему резервистской службы.
В последние недели многие резервисты (бывшие или действующие) участвуют в борьбе против реформы. Они используют моральный капитал, который накопили за годы своей добровольческой деятельности (на практике все они добровольцы). Они говорят: «Я добровольно вношу значительный вклад в обеспечение безопасности Государства Израиль, рискуя своей жизнью, и поэтому я имею право использовать этот статус, чтобы выражать свое мнение и действовать соответственно».
Они и действуют - участвуют в демонстрациях резервистов, пишут открытые письма, петиции, заявления о прекращении службы в резерве в случае правового переворота, а в последние дни были и объявления об отказе явиться на службу. До сих пор отказа как такого не было, и в любом случае служба в резерве добровольная, а прекращение добровольной службы отказом не является.
Лидерами борьбы и выступлений резервистов на данном этапе являются летчики и военнослужащие спецподразделений, разведки и кибербезопасности. Прошлый опыт (борьба вокруг закона о страховании резервистов, например) показывает, что пилоты «легче нажимают на курок», потому что за ними не стоят сотни солдат, на которых влияет решение офицера (в отличие от командиров батальонов в сухопутных войсках).
Одновременно с открытыми заявлениями о неявке на службу начинается и явление «серого» отказа, то есть военнослужащие ищут и находят причины не явиться на службу. В соцсетях появляются заявлений бойцов и командиров рот и батальонов сухопутных войск, а если реформа продолжится – дело может дойти до того, что резервистский батальон, который будет призван для оперативного применения в Иудее и Самарии прибудет со значительным недостатком личного состава.
Командиры различными способами обращаются к резервистам (заявлениями и собраниями) и всячески стараются, и это правильно, сохранить армию за пределами споров и дискуссий. Резервисты, предпринимающие активные акции протеста, очень хорошо понимают смысл своих действий, а также их последствия. В то же время они чувствуют, что государство разваливается и что в этой ситуации они должны использовать все имеющиеся в их распоряжении инструменты для спасения страны - даже если в других ситуациях они были бы против таких действий.
Прекращение готовности добровольно являться на службу, заявления об этом и «серый» отказ от службы имеют драматические последствия для безопасности Государства Израиль, его мощи и его потенциала сдерживания уже на данном этапе.
Склон, если реформа продолжится, может быть очень скользким. Сползание по нему начнется медленно, будет нарастать, распространится и на сухопутные части, а потом перекинется и на систему срочной службы (частично) и повлияет на мотивацию 18-летних израильтян призываться в ЦАХАЛ.
Если это произойдет - резервистская система, которая и так испытывает значительные трудности, может оказаться втянутой в драматический кризис, а за ним и другие системы в ЦАХАЛе. Такая ситуация представляет собой серьезную угрозу силе и боеготовности ЦАХАЛа и национальной безопасности Израиля. Во многих отношениях эта угроза столь же драматична, а может быть, и более серьезна, чем иранская угроза.
Доктор Ариэль Хейман, «ХаАрец». AP Photo Ohad Zwigenberg
Автор - бригадный генерал резерва, старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности, бывший главный офицер резервной службы
The post На скользком склоне. Есть угроза не меньше иранской appeared first on НЭП.
источник »