Массовая «харедизация» Израиля: ультраортодоксы заселяют города и делают их беднее

Массовая «харедизация» Израиля: ультраортодоксы заселяют города и делают их беднее
фото показано с : nep.co.il

2022-12-4 13:00

В социально-экономическом индексе, опубликованном на прошлой неделе, девять городов объединяет общее явление: за последние три десятилетия там резко возросла доля ультраортодоксального населения. Одни превратились из преимущественно светских – в населенные пункты со смешанным населением, другие из смешанных в прошлом стали почти полностью ультраортодоксальными. Во всех них за этот же период соответственно увеличился процент избирателей, голосующих за ультраортодоксальные партии, а вот социально-экономическое положение ухудшилось. В некоторых случаях - резко ухудшилось.

Например, Арад, где около 20% жителей являются ультраортодоксами. Подавляющее большинство «харедим» здесь - гурские хасиды, которые начали селиться в Араде около 20 лет назад, и их число в последние годы значительно увеличивается.

Превращение Арада, в котором проживает 27 тысяч жителей, в ультраортодоксальный город четко прослеживается в социально-экономических данных. Три десятилетия назад в Араде жили в основном представители среднего класса, работающие, с образованием выше среднего. В 1995 году, согласно данным Центрального статистического бюро, город занимал место в шестом (из десяти) социально-экономическом кластере Израиля.

На выборах 1992 года избирателей, голосовавших за ШАС и «Еврейство Торы», было тут всего 8%. За 30 лет их доля выросла до 32,5%, и за то же время Арад опустился в четвертый социально-экономический кластер, где и пребывает в настоящее время.

Подобное явление мы наблюдаем в Бейт-Шемеше, где в настоящее время проживает 150 тысяч человек. За три десятилетия уровень голосования за ультраортодоксальные партии в городе подскочил с 15% до 60%, а город опустился с 5-го социально-экономического кластера во 2-й.

«Это типичное явление для ультраортодоксальных населенных пунктов, - говорит доктор Гилад Мальах, руководитель программы для ультраортодоксов в Израильском институте демократии. – «Харедизацию» города можно наблюдать по двум статистическим показателям: рост процента голосования за ультраортодоксальные партии, и падение в более низкие социально-экономические кластеры. Что неудивительно, ведь «харедим» меньше работают, менее образованы и беднее по всем показателям.

В такой ситуации и без того небогатый город принимает экономически более слабое население с меньшим количеством работающих, да еще и обязан предоставлять больше социальных услуг и налоговых скидок. Недавно гендиректор Министерства строительства Авиад Фридман заявил, что ультраортодокс обходится в 3 раза дороже светского жителя, из-за необходимости предоставлять еще такие услуги, как миквы, синагоги, также нужно больше школ и детских садов.

Кроме того, начинается отток сильных слоев населения, которые стремятся к более высокому стандарту качества жизни и для которых такой город становится все менее привлекательным».

Мэр Арада Нисан Бен-Хамо («Еш атид») смотрит на вещи иначе. «За последние годы Арад сильно изменился, — утверждает он. – Из бедного города, еле сводящего концы с концами, мы превратились в город развития. Мы достигли небывалого экономического роста, которого наш город не знал в течение десятилетий. Муниципальные бюджеты стали профицитными, и сегодня в городе строятся проекты стоимостью 250 миллионов шекелей. В прошлом в Араде жестко противостояли светское большинство и ультраортодоксальное меньшинство, но нам удалось сохранить статус-кво. Наш город светский и либеральный, комфортный для всех групп населения, которые в нем живут».

Три плохих решения

Положение городов с растущим ультраортодоксальным населением хорошо известно. «Государство должно реагировать на потребности ультраортодоксального сектора, с высокой рождаемостью, поэтому он нуждается в дополнительном жилье в больших количествах. Есть три типа решений, и все плохие, — говорит Мальах. - Первое решение: строить больше ультраортодоксальных городов, таких как Бейтар-Илит, Модиин-Илит или Эльад. Второе решение — строить новые ультраортодоксальные районы в светских городах. Третье решение — позволить свободному рынку делать свое дело.

Каждое из решений имеет свои преимущества и недостатки. У ультраортодоксальных городов есть возможность самоуправления, которое не будет наносить вред светским. Но это гетто с низким социально-экономическим статусом, расположенное, как правило, на периферии, где мало работы и трудно зарабатывать себе на жизнь. Так что эти города обречены на бедность и нищету. Поэтому министерство финансов выступает против идеи строительства чисто ультраортодоксальных городов, хотя министерство строительства поддерживает такую идею».

Недавно генеральный директор Управления планирования Рафи Эльмалиах заявил, что следует выделять 15% всех строящихся квартир ультраортодоксальному сектору, поддержав тем самым второе решение — создание новых ультраортодоксальных кварталов в светских городах.

«Мэры возражают против такого решения, потому что прекрасно осознают, что приток в город ультраортодоксов ослабляет его экономику. Кроме того, строительство ультраортодоксальных кварталов не препятствует переселению ультраортодоксов в светские районы, где мы снова наблюдаем раз за разом борьбу светских против религиозного диктата».

А есть еще и третий вариант - ничего не делать.

«Именно это и происходит сегодня. Государство не реализует собственные решения, а свободный рынок продолжает делать свое дело. Ультраортодоксы ищут варианты с жильем, и, естественно, приходят в самые дешевые места, социально слабые, где можно выкупить много квартир в короткое время. Часто они приходят как сплоченная община в светский населенный пункт, например в Арад или Явнеэль, или смешанный, как Бейт-Шемеш. И завоевывают его в течение нескольких лет».

По словам Мальаха, все три решения упускают из виду реальную проблему: быстрый демографический рост ультраортодоксальных общин, которые трудно интегрировать в общество и экономику. «Квартирный вопрос — это всего лишь отражение гораздо более серьезной проблемы: интеграции ультраортодоксов в общество и экономику», — говорит он.

Все больше городов превращаются в ультраортодоксальные

В кластере таких городов, по заключению Израильского института демократии, в настоящее время помимо Бейт-Шемеша и Арада находятся еще семь населенных пунктов. В 1995 году Гиват-Зеэв находился в восьмом социально-экономическом дециле. В 1992 году только 11% его жителей голосовали за ультраортодоксальные партии на выборах. Через 30 лет доля избирателей ультраортодоксальных партий выросла здесь до 45%, а район опустился в пятый социально-экономический дециль.

В 1995 году Цфат находился в четвертом дециле, а доля голосов за ультраортодоксальные партии составляла 17%. Сегодня он упал во второй дециль, а доля избирателей ультраортодоксальных партий составляет 37%.

Поселок Явнеэль, где проживает 6 тысяч жителей, когда-то считался колыбелью сионизма и поселенчества. С 1992 года он опустился с шестого в третий социально-экономический кластер, а на последних выборах ультраортодоксальные партии получили здесь 47% голосов - по сравнению с 19% 30 лет назад. До середины 1980-х в Явнеэле не было ультраортодоксов вообще, но потом туда приехал раввин Элиэзер Шах со своими последователями. Как и Арад, Явнеэль в прошлом был светским по своей сути, сегодня же доля ультраортодоксов в составе его населения бьет все рекорды.

В поселке Рехасим всегда жило религиозное население, но доля голосующих за ультраортодоксальные партии здесь выросла с 52% в 1992 году до 89% в 2022-м. При этом поселок опустился из третьего дециля во второй.

То же явление наблюдается и в крупных городах. Например, Бней-Брак, который сейчас считается полностью ультраортодоксальным городом - в 1992 году был смешанным, и только 56% его жителей голосовали за ультраортодоксальные партии. Сегодня их доля составляет уже 90%, а город опустился из третьего кластера во второй.

В Ашдоде также происходит харедизация, тут в 1992 году за ультраортодоксальные партии голосовало всего 15% населения, а в 2022 году эта цифра возросла до 29%. За эти годы Ашдод опустился из пятого кластера в четвертый, однако в последнем опубликованном индексе снова вернулся в пятый.

Иерусалим тоже быстро превращается в ультраортодоксальный город, и в последнем индексе опустилась из третьего дециля во второй, хотя в 1995 году Иерусалим был в пятом социо-экономическом дециле. Доля голосующих за ультраортодоксальные партии выросла с 22% в 1992 году до 42% на последних выборах.

Тали Херути-Совер, TheMarker. Ц.З. Фото: Гиль Коэн-Маген

The post Массовая «харедизация» Израиля: ультраортодоксы заселяют города и делают их беднее appeared first on НЭП.

источник »

беднее массовая делают израиля города харедизация ультраортодоксы