2019-1-24 16:56 |
В конце прошлого года я писал, что 2018 год является из ряда вон выходящим с точки зрения количества квартир, приобретенных в фонд социального жилья. Произошло это, как мы помним, не благодаря тому, что государство внезапно отыскало деньги на покупку квартир для наименее обеспеченной прослойки граждан, а благодаря полученному госкомпанией «Амидар» в конце 2017 года разрешению разместить на рынке ценных бумаг облигаций на миллиард шекелей.
В последние годы, используя средства, скопившиеся в «Фонде социального жилья», компания «Амидар» приобретала ежегодно около 200 квартир: в 2015 году было приобретено 264 квартиры, в 2016 году 299 квартир, в 2017 году — 252 квартиры. На полученный в результате размещения облигаций в 2018 году миллиард шекелей «Амидар» уже приобрела почти 800 квартир, всего же в прошлом году государство приобрело в фонд социального жилья 889 квартир, что вдвое больше, чем в 2017 году (424 квартиры) и почти на 50 процентов больше, чем в 2016 году (622 квартир). На этом фоне вполне можно было бы отметить, что руководство министерства строительства (уже бывшее, так как министр строительства Галант уволился и теперь занимает пост министра абсорбции, а гендиректор Резник ушел в политику, получив место в списке Орли Леви) проделало хорошую работу по решению проблемы дефицита социального жилья, если бы не два «но». Первое состоит в том, что темпы приобретения жилья вновь упадут, так как на данный момент в фонде социального жилья имеется всего 150 миллионов шекелей и в министерстве строительства полагают, что к середине 2019 года эта сумма вырастет до 300 миллионов шекелей.
Второе «но» состоит в том, что, несмотря на приобретение значительно большего количество квартир, фонд продолжает сокращаться из-за того, что количество проданных квартир значительно превышает количество приобретенных. Как известно, квартиры из фонда социального жилья распродаются согласно закону, принятому в 1998 году по инициативе депутата Кнессета от партии МЕРЕЦ Рана Коэна. Закон преследовал две цели: дать малоимущим семьям коренных израильтян и новым репатриантам возможность выкупить занимаемую ими жилплощадь по субсидированной цене, а также создать фонд для дальнейшего строительства социального жилья. Примерно через год после утверждения, закон о социальном жилье был заморожен в рамках закона о хозяйственном урегулировании и с тех пор, вплоть до 2014 года, каждое правительство продолжало замораживать его при утверждении бюджета. В январе 2014 года министр финансов Лапид и министр строительства Ариэль дали указание разморозить закон.
В 2016 году при 622 купленных квартирах было продано 1 444 квартиры, в 2017 году было куплено 424 квартиры, а продано 1 822, а в 2018 году, при приобретенных 889 квартирах, было продано 1 413 квартир. Нет ничего удивительного в том, что количество квартир в фонде социального жилья сократилось до почти 50 тысяч по сравнению со 110 тысячами в 1998 году, накануне утверждения закона, при этом средний возраст квартир в фонде достигает 45 лет.
Средства, поступающие в фонд от продажи квартир, никак не способствуют решению проблемы, так как цены на рынке жилья взлетели почти на 100 процентов за последнее десятилетие, а соцжилье распродается по очень низким ценам: в 2016 году средняя цена квартиры, проданной государством лицам, имеющим право на социальное жилье, составила всего 150 000 шекелей, в 2017 году она выросла до 223 000 шекелей, а в 2018 году — до 263 000 шекелей. Для людей, проживающих в соцжилье, закон предоставляет, пожалуй, единственную возможность приобрести собственную крышу над головой, но фонду это наносит непоправимый ущерб.
В последние годы постоянно выдвигаются инициативы, призванные увеличить фонд социального жилья. Шла речь о грандиозной программе «70 тысяч квартир к 70-летию», обсуждалось выдвинутое министерством финансов предложение об увеличении фонда социального жилья путем использования квартир, зарегистрированных на имя государства после того, как они вышли из-под управления Генерального опекуна (правда речь шла всего о 10 квартирах в год), увидела свет программа бывшего министра строительства «Жить достойно», согласно которой в Израиле в течение ближайших 10 лет должны появиться почти 73.000 единиц социального жилья или 7.200 ежегодно. И, наконец, последнее решение Совета Земельного управления, по которому 7% квартир в проектах «Цена для новосела» будут выделяться под социальное жилье.
Учитывая тот факт, что на дворе выборы, а дефицит госбюджета уже вышел за установленные рамки, можно смело предположить, что к 2020 году в фонде соцжилья останется еще меньше квартир, а очередь на его получение станет еще длиннее.
P.S. Есть некая ирония в том, что Галант перешел из министерства строительства, где в очереди на получение соцжилья стоят порядка 4 тысяч семей, в министерство абсорбции с 30 тысячами очередников. При этом, обе должности у него являются всего лишь промежуточной станцией к должности министра обороны.
Юрий Легков, НЭП. К.В. Фото: Роман Позен
источник »