Лидеры ультраортодоксов совершили свою самую большую ошибку

Лидеры ультраортодоксов совершили свою самую большую ошибку
фото показано с : nep.co.il

2023-3-12 17:00

На протяжении десятилетий многие израильтяне ждали светского восстания. Того момента, когда восстанут большинство израильтян, тех, которые не принадлежат к ультраортодоксальной общине, служат в армии и посылают служить своих детей, и которые против того, чтобы государство финансировало ешиботников, изучающих Тору, которые не служат и не работают. Этот момент настал - хотя никто его так не называет.

Беспрецедентная волна протестов, охватившая в этом году Израиль и на данный момент продолжающая расти, впервые мобилизовала печально известный своей аполитичностью израильский технологический сектор и даже заставила сотни, а возможно, уже и тысячи офицеров резерва пригрозить не являться на службу.

Утверждается, что протест направлен на спасение израильской демократии от плана правительства Нетаниягу по резкому ослаблению Верховного суда. Но, как знает каждый, кто провел хотя бы некоторое время среди протестующих, это также связано с тем, что неортодоксальной части населения очень и очень надоело видеть, как правительством, которое представляет тех, кто не служит и не работает, необратимо меняет их страну.

Это не значит, что все протестующие - светские люди. Это совсем не так. Если уж на то пошло, то на субботних протестах у резиденции президента в Иерусалиме израильтяне национально-религиозного лагеря представлены непропорционально широко. Но почти все они, как правило, представляют более умеренное крыло религиозного сионизма (общины, а не политической партии), которое расколото по этому вопросу.

Это также не означает, что нет светских противников судебной власти, таких как министр юстиции Ярив Левин («Ликуд»). Но, как правило, чем вы религиознее, тем больше вы ненавидите Верховный суд и считаете своим защитником Симху Ротмана - религиозного председателя законодательной комиссии кнессета, который проталкивает законодательство через кнессет. И чем более светским вы являетесь, тем больше вероятность того, что вы выйдете на улицы.

Дело не только в балансе сил между правительством и судебной властью. Дело в том, что светский средний класс осознает, что это может быть его последний шанс сохранить то, что он всегда считал сутью характера Израиля.

Если бы в правительстве, добивающемся реформирования полномочий Верховного суда, не доминировали религиозные партии - ШАС, «Еврейство Торы», «Религиозный сионизм» и «Еврейская мощь», - протест был бы гораздо более ограниченным и состоял бы в основном из избирателей МЕРЕЦа и нескольких сторонников партии «Авода». И единственной новостным изданием, освещающим протесты, была бы газета «ХаАарец».

В этой борьбе Верховный суд стал символом гораздо большего, чем просто система сдержек и противовесов в демократической системе Израиля. Это стало борьбой за сам Израиль.

Но если протестующие в какой-то степени лицемерят, не раскрывая полностью свою мотивацию, то то же самое можно сказать и о правящей коалиции. Существуют различные причины, по которым правительство Нетаниягу продвигает свои планы по реформированию судебной системы, но движущей силой, без сомнения, является религиозная.

Определенный тип комментаторов - обычно за пределами Израиля и почти всегда левого толка - имеет тенденцию писать, что мотивом планов коалиции по ликвидации Верховного суда является значительное расширение поселений и аннексия Западного берега. Однако это верно лишь в том смысле, что радикальное поселенческое движение действительно идеологически противостоит судебной власти. Это не потому, что Верховный суд ставит какие-либо реальные препятствия на пути поселений. В лучшем случае, он был редкой и несущественной помехой, изредка вынося решение о незаконности форпоста на вершине холма или ответвления от существующего поселения, слишком явно построенного на частной земле.

Если бы Нетаниягу три года назад осуществил свое намерение аннексировать часть Западного берега (хотя я писал тогда и до сих пор убежден, что на самом деле он никогда не собирался этого делать), Верховный суд не встал бы на его пути. Точно так же, как он не остановил поселенцев от все большей аннексии де-факто за последние 55 лет. Пока тогдашнее правительство поддерживало строительство поселений на оккупированных территориях - а все израильские правительства с 1967 года в той или иной степени это делали - Верховный суд их не останавливал. Это могут подтвердить сотни тысяч израильтян, живущих сейчас на Западном берегу.

Большинство поселенцев выступают против Верховного суда не потому, что он когда-либо серьезно им мешал, а потому, что большинство из них религиозны.

В «Ликуде» и небольшом светском правом крыле есть несколько человек, таких как Левин, которые действительно идеологически против идеи сильной и независимой судебной системы. Сам Нетаниягу выступил против правовой системы только тогда, когда она имела наглость отдать его под суд за коррупцию, а Верховный суд усугубил оскорбление, постановив, что он должен оплачивать свои судебные счета из собственного кармана.

Большинство ликудников теперь против суда только из-за Нетаниягу. Политический форум «Коэлет», финансируемый консервативными американскими миллиардерами, которые годами вели агитацию против Верховного суда, сумел добиться значительных успехов только благодаря тому, что Нетаниягу изменил свое мнение.

Однако, в конечном счете, именно ультраортодоксальные партии подталкивают правительство к проведению неустанной кампании. Они считают суд своим врагом после того, как он принял ряд знаковых решений по таким вопросам, как переход в иудаизм, признание реформистского и консервативного течений иудаизма и призыв учащихся йешив в армию.

Еще в 1999 году они вывели сотни тысяч людей на улицы Иерусалима в ходе, вероятно, самой крупной разовой акции протеста в истории Израиля, после того как суд оштрафовал главу финансируемого государством совета по религиозным услугам в Иерусалиме за отказ провести встречу с членом реформистского движения. Именно они настояли в ходе недавних коалиционных переговоров на том, чтобы «пункт об отмене вето Верховного суда» стал главным в законодательной повестке правительства, чтобы суд не отменил в очередной раз новый закон, освобождающий ешиботников от службы в армии.

Они - главная причина, по которой Нетаниягу назначил Левина и дал ему свободу действий, чтобы подавить суд. И именно из-за них так много израильтян сейчас борются с правительством.

Фото: Охад Цвигенберг

Одной битвы за один раз более чем достаточно - особенно той, которая так глубоко разделяет израильское общество (и диаспору). Но стоит спросить, когда все закончится, если предположить, что это произойдет, и что-то из хрупкой и ограниченной израильской демократии будет спасено из обломков: будет ли большинство израильтян, выступивших против «правовой реформы» правительства Нетаниягу, и сотни тысяч, заполнивших улицы в знак протеста, заинтересованы в решении других острых вопросов религии и государства?

Будет ли оказано реальное общественное давление в пользу окончательной легализации гражданских браков в Израиле? Будет ли кто-нибудь требовать справедливости для женщин, которые находятся в плену браков, заключенных раввинскими судами старых раввинов-ультраортодоксов? Достойного образования для сотен тысяч детей из ультраортодоксальных семей в финансируемой государством системе школ харедим, которых не обучают базовым навыкам, необходимым в жизни? Общественный транспорт в субботу, который позволит тем, у кого нет машины, путешествовать в день отдыха?

Неоднократные опросы показывают, что эти вопросы даже более популярны среди широкой израильской общественности, чем защита Верховного суда. И все же они никогда не вызывали такого энтузиазма и не мобилизовали даже малую часть протестующих.

Пока рано говорить об этом, но начинает казаться, что лидеры ультраортодоксов совершили свою самую большую стратегическую ошибку. На протяжении десятилетий они концентрировались на попытках сохранить свою автономию в Израиле за счет налогоплательщиков, но мудро воздерживались от ударов по национальным институтам Израиля. Но активизировав войну против Верховного суда, они разбудили целую часть израильского общества, которая до сих пор не осознавала, что суд ей так дорог.

Аншель Пфеффер, «ХаАрец». AP Photo Ohad Zwigenberg
Фото на врезке:  Охад Цвигенберг

The post Лидеры ультраортодоксов совершили свою самую большую ошибку appeared first on НЭП.

источник »

момента восстания светского восстанут тех израильтян большинство