2022-7-9 07:30 |
В последний момент, перед самым роспуском кнессета, было подписано соглашение по сельскохозяйственной реформе.
Четырьмя часами ранее генеральный директор министерства сельского хозяйства Наама Кауфман-Фасс была настроена пессимистично, обвинив фермерские организации в том, что они бросают в мусор «3 млрд шекелей, обещанных на развитие сельского хозяйства, которые больше никогда не будут на повестке дня». Она задала риторический вопрос: ответят ли они за это?».
Несколько часов спустя фермерские организации, министерство финансов и министерство сельского хозяйства подписали историческое соглашение.
Что произошло между этими событиями? В основном – политика. Фермеры приехали в последний день перед роспуском кнессета, наслаждаясь поддержкой сельскохозяйственного лобби, которое беспрецедентным образом пообещало отменить путем голосования на пленарном заседании снижение таможенных тарифов на фрукты и овощи, установленное министром финансов.
Так фермеры собирались сорвать важнейший ход Либермана и министра сельского хозяйства Одеда Форера. Незадолго до роспуска кнессета победа фермеров и поражение Либермана и Форера уже казались гарантированными.
Но затем дела политически запутались. Выяснилось, что отменить снижение тарифов за день до роспуска кнессета и вступления в предвыборную кампанию – дело непростое. Депутаты из сельскохозяйственного лобби из ШАС, и, в основном, из коалиции («Кахоль-лаван», «Авода» и МЕРЕЦ), не могли игнорировать заголовки, справедливо обвинявшие их в повышении стоимости жизни населения.
При всем уважении к «спасению сельского хозяйства в Израиле», повторное поднятие таможенных пошлин, аналогичное введению налогов, не особенно удачный предвыборный лозунг.
В последний момент сельскохозяйственное лобби в кнессете развернулось против фермеров и потребовало от них гибкости. Результатом стало соглашение о реформе растениеводства в Израиле – соглашение, пропитанное компромиссами, которое немало подвергалось критике, но в итоге стало историческим и важным договором.
Соглашение впервые устанавливает изменение метода защиты местного сельского хозяйства. Вместо защиты фермеров путем блокирования конкуренции, то есть используя препятствующие импорту высокие тарифы и сохраняя высокие цены на фрукты и овощи, прописан переход к сельскому хозяйству, которое открыто для конкуренции, и к фермерству, которое получает защиту за счет прямой поддержки из государственного бюджета.
В основе договоренностей лежит согласие фермеров на снижение таможенных пошлин на 90% для большинства отраслей растениеводства. Другими словами, в течение пяти лет таможенные пошлины для большинства отраслей снизятся примерно до уровня 10% от нынешнего, что позволит ввозить овощи и фрукты в Израиль.
Однако самые крупные и значимые для Израиля виды продукции – помидоры, огурцы, картофель, морковь, перец, яблоки, груши и миндаль – были частично исключены из списка, а таможенные пошлины на них снизились лишь на 50-70%. Это важное достижение для аграриев.
В обмен на согласие на снижение пошлин соглашение дает фермерам бюджет до 3,3 млрд шекелей в течение 5 лет – еще одно важное достижение для фермеров. Это астрономическая сумма, которая свидетельствует о большой гибкости со стороны бюджетного управления минфина. Сумма включает гранты в соответствии с Законом о поощрении капиталовложений в размере 2 млрд шекелей – для финансирования инвестиций фермеров в инновационные технологии.
Основным пунктом реформы является прямая поддержка в размере до 700 млн шекелей, которые будут выплачиваться фермерам на постоянной основе каждый год. Первоначально минфин намеревался предоставить фермерам поддержку в размере до 420 млн шекелей, и в рамках компромисса сумма выросла примерно на 66%.
Дадут – получат, не дадут – не получат
Соглашение о реформе также касается департамента защиты растений министерства сельского хозяйства – регулирующего органа, который определяет, какие фрукты и овощи нельзя ввозить в Израиль из-за опасений проникновения вредителей.
На практике департамент защиты растений контролирует импорт фруктов и овощей в Израиль, и это воспринимается как фактор, который может свести на нет всю реформу. Даже снижение таможенных пошлин до нуля не поможет, если департамент защиты растений не одобрит импорт.
В прошлом году Форер и Кауфман-Фасс работали над реформированием методов работы департамента, чтобы сделать его органом, который не блокирует импорт любой ценой. Фермеры выступили против новых правил, но в этот момент руководство минсельхоза заявило, что они не согласятся ни на какие изменения в правилах. В последнюю минуту аграрии согласились. Департамент защиты растений сделал исключение для бананов, манго, цитрусовых и картофеля. Эти отрасли не будут на данном этапе открыты для импорта из-за сложности вопроса о вредителях.
Важнейшим достижением минфина в соглашении, наряду с резким снижением тарифов, является положение об условиях выплаты прямой поддержки. Прямая поддержка будет выплачиваться только при наличии фактического импорта – по крайней мере 15% оборота отрасли. Таким образом, прямую поддержку получат только фермеры, занятые в отрасли, которая на деле открылась для конкуренции.
market
The post Какие перемены грядут за утверждением реформы сельского хозяйства? appeared first on НЭП.
источник »