2020-5-27 15:44 |
В конце прошлого года, в разговоре с сотрудником исследовательского отдела банка Израиля, я пытался выяснить реальное состояние экономики Израиля. У меня на этот счет есть свое мнение, но одно дело мнение экономического обозревателя, хотя и прорабатывавшего 15 лет на местных финансовых рынках, а другое дело мнение доктора экономических наук, настоящего профессионала из Банка Израиля.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_video"); });В отличие от моего, достаточно пессимистичного подхода, экономист из Центробанка был настроен достаточно оптимистично и полагал, что все идет очень неплохо. Среди прочего я поинтересовался, не возникла ли ситуация, при которой израильская экономика теряет темпы, причем в хорошие годы, и в результате мы можем столкнуться с экономическим кризисом, с которым не сталкивались с начала 2000-х, имея экономику на спаде. Ответ был таковым: «Обязательно ли мы столкнемся с экономическим кризисом? Я не уверен в этом. Действительно, мы удачно избежали кризиса 2008 года, благодаря структуре нашей финансовой системы. Я не знаю, какими будут причины нового глобального экономического кризиса, но вполне возможно, что наша экономика окажется готова к нему. Что касается рынка труда, то местный рынок находится в прекрасном состоянии. Мы называем такую ситуацию «полной занятостью». Уровень безработицы находится на исторически низком уровне. На данный момент я не могу сказать, что что-либо указывает на возможное ухудшение этой ситу
ации».
И вот случилось то, что случилось. Естественно, я не имел ни малейшего понятия о надвигающемся кризисе. Природа экономических кризисов такова, что они всегда начинаются неожиданно, но зато потом очень легко объяснить, почему кризис начался именно в это время. Ясное дело, пандемия, как же иначе?!
Я не мог знать о надвигающемся кризисе, экономист из Центробанка не мог знать, но опубликованные данные о темпах экономического роста за первый квартал четко указывают насколько израильская экономика не была готова к кризису. Да, ВВП упал «всего» на 7% за первый квартал, а не на 20%, как в некоторых западных странах, но обратите внимание — это первый квартал: январь, февраль и март. Первый случай коронавируса был обнаружен в Израиле только 27 февраля, только к середине марта были введены ограничения на передвижение. Другими словами, если коронавирус и ударил по экономике, то в самом конце первого квартала, а основной удар пришелся на второй квартал. Только сейчас, в конце мая возвращаются к работе рестораны и гостиницы, магазины начинают наполняться покупателями, только сейчас безработные тонким ручейком потянулись обратно. Израильская экономика уже давно полностью зависит от потребления и если потребители не поспешат тратить деньги, то выход из кризиса может затянуться надолго.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });Кстати, о выходе из экономического кризиса. То, что ни экономика, ни рынок труда на были готовы к кризису, мы уже поняли и это уже неважно. На данном этапе намного важнее то, как именно правительство будут выводить экономику из кризиса. С немедленными выплатами компенсаций частным предпринимателям сложилось не лучшим образом, средний размер пособия по безработице для наемных работников составил в апреле менее 4.000 шекелей, с пособиями не очень сложилось, но вопрос в том, что дальше. А дальше грустно.
Огромной проблемой израильской экономики и не только является отсутствие долгосрочного планирования. Мы часто упоминаем тот факт, что министры приходят в лучшем случае на 4 года и стараются за это время оставить свой след путем реализации краткосрочных и потому малоэффективных проектов. Именно поэтому не развивается периферия, не исчезают, а только удлиняются пробки, плохо работает общественный транспорт, пособия не растут, здравоохранение и просвещение в лучшем случае не откатываются назад.
А теперь давайте вспомним, что нынешние министры пришли на полтора года и при этом их больше волнует суд над Нетаниягу и будущая ротация между действующим премьер-министром и «альтернативным», чем забота о будущем страны. Кроме того, и это важно, министры не знают, сколько времени у них есть до того, как нынешняя коалиция может развалиться и будут объявлены очередные выборы.
В этих условиях министры уже начали «гонку раздачи денег». Министр финансов занимается косметикой, обещая помощь и пытаясь путем бестолковых дотаций работодателям срочно уменьшить безработицу. Оставим в стороне тот факт, что он никак не поощряет работодателей, которые либо вовсе не отправляли работников в неоплачиваемый отпуск, либо вернули их на работу уже в апреле. Наибольшие дотации получат те работодатели, которые вернут работников только в июне. Но дело в том, что кому-то надо будет возвращать в казну государства выброшенные миллиарды, а возвращенным работникам никто не гарантирует занятость в будущем, если экономический кризис останется с нами еще как минимум на год.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });Министр экономики Перец, которому необходимо срочно оправдать свой переход в коалицию Нетаниягу, обещает утвердить слепленную на коленке программу выплаты частным предпринимателям пособий по безработице, а с ним спорит о пунктах программы его однопартиец, министр соцобеспечения Шмули.
Тот же самый Шмули обещает отменить вычет пособия по безработице из социальных пособий, но только на время коронавируса. А потом больше не будет безработных, получающих пособия? При этом никто не вспоминает о задолженности перед инвалидами, которые ждут обещанного повышения пособий.
Как будет решать проблему не справившейся с кризисом системы просвещения бывший генерал и министра строительства Галант? Как будут вводить в 21 век общественную систему здравоохранения, чудом отделавшуюся легким испугом, бывший спикер Кнессета Эдельштейн и его заместитель, летчик Йоав Киш? Мири Регев, главным образом занимавшаяся организацией торжеств в должности министра культуры и спорта, должна спасать страну от пробок и повышать эффективность работы общественного транспорта. И так далее. Можно не сомневаться, что все министры, которых более трех десятков, захотят оставить свой след в преодолении нынешнего кризиса: оторвать свой кусочек бюджета и срочно его «распилить». Результаты их работы мы сможем оценить уже в ближайшем будущем.
Юрий Легков, НЭП. Фото: Эмиль Сальман
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); });The post Худшее, конечно, впереди appeared first on НЭП.
источник »