2019-1-13 08:15 |
Сегодня, 13 января, на своем еженедельном заседании правительство обсудит выход дефицита госбюджета за установленные рамки и способы его сокращению. На данном этапе в Минфине полагают, что дефицит госбюджета вырастет в 2019 году на 9,8 млрд. шекелей и достигнет 50 млрд. шекелей.
Рост дефицита на 9,8 млрд. шекелей объясняется падением доходов правительства на 6,5 млрд. шекелей, с одной стороны, и ростом расходов на 3,3 млрд. шекелей – с другой. Согласно оценкам экономистов Минфина, к 2020 году проблема усугубится и дефицит госбюджета увеличится почти вдвое – до 17,4 млрд. шекелей.
Как ожидается, уже сегодня правительство даст министерству финансов разрешение воспользоваться заложенным в бюджет 2019 года особым резервом в размере 1,5 млрд. шекелей, сократив, таким образом, дефицит с 9,8 млрд. шекелей до 8,3 млрд. шекелей (с 3,6 процента до 3,5 процента), но при этом, оставляя бюджет без «подушки безопасности» на случай непредвиденных трат (экономический кризис, война и прочее).
Скачок дефицита во многом объясняется тем, что бюджет 2019 года был утвержден в марте 2018-го, и прогнозы относительно налоговых поступлений и расходов оказались неверными. Тем не менее, несмотря на рост дефицита до 3,5 процентов по сравнению с 2,9 процента, установленными в бюджете, министерство финансов пока не рекомендует правительству принимать особые меры, к примеру, повышать налоги или проводить дополнительные сокращения бюджетов министерств.
Согласно обновленному анализу, представленному министерством финансов, на протяжении ближайших трех лет расходы правительства будут расти в среднем на 17,6 млрд. шекелей ежегодно. Ранее предполагалось, что расходы правительства будут расти на 12,4 млрд. шекелей. Другими словами, в 2020, 2021 и 2022 года дефицит госбюджета будет превышать запланированный почти на 0,7 процента.
В министерстве финансов оптимистично отмечают, что 2019 год только начался и вполне может быть, что, как и в 2018 году, доходы правительства превысят прогнозируемые. Но, вместе с этим, нынешний прогноз, естественно, не включает и возможные риски. К примеру, главный экономист Минфина полагает, что глобальный экономический кризис уменьшит доходы правительства на 2,5 млрд. шекелей в год, а падение темпов экономического роста и уровня занятости понизят доходы правительства еще на 2,3 млрд. шекелей в год.
Новому правительству, которое будет создано летом 2019 года, придется принимать болезненные решения, отыскивая источники сокращения бюджета более чем на 5 млрд. шекелей уже в 2019 году, а также источники, позволяющие увеличить доход на 12 млрд. шекелей. Вполне возможно, что в 2020 году «резать» придется еще сильнее – если будут продолжены программы финансирования “продленок”, субсидирования школьных лагерей в праздничные дни, и выплаты отрицательного подоходного налога. С источником финансирования еще двух ступеней увеличения пособий инвалидам в 2020 и 2021 годах правительство также не определилось, поэтому размер обязательств, взятых на себя правительством, может увеличится еще на 5,5-6 млрд. шекелей.
В своей работе министр финансов Кахлон полагался на единовременные налоговые поступления, взваливая на плечи правительства долговременные обязательства. При этом, он игнорировал предложения Банка Израиля взвесить повышение налогов, обвинив его управляющую Карнит Флуг в отсутствии профессионализма. В 2018 году работавший два года механизм сломался, но свой срок Кахлон успел закончить, оставив следующему министру финансов примерно тот же подарок, что Штайниц оставил Лапиду: огромную бюджетную дыру и необходимость начинать работу с непопулярных мер.
Юрий Легков, НЭП. К.В. Фото: Роман Позен