Сколько стоит землетрясение?

Сколько стоит землетрясение?
фото показано с : nep.co.il

2023-2-10 16:00

«Израиль не готов к землетрясению»: эту мантру день за днем повторяют все, кому не лень, и ленивых немного. Но эта неготовность вполне объяснима: никто не знает, когда произойдет серьезное землетрясение, и произойдет ли вообще. «Говорящие головы» с экранов телевизоров озабоченно и дружно кивают, повторяя раз за разом, что «надо готовиться», «надо готовиться», «надо готовиться». И еще раз, и еще. Этим заявлениям – грош цена, тем более, если подобные заявления делают геологи. Обращаться надо не к ним, а к математикам и страховым аудиторам.

Что роднит последнее землетрясение в Турции с землетрясением в этой же стране, произошедшим в Турции же в 1999 году? Сопоставимое число жертв? Нет, это действительно совпадение. Общее то, что ни то, ни это землетрясение эксперты не сумели предсказать. Все, на что они способны – это заявить о повышенной сейсмической активности в районе Сирийско-Африканского разлома и, соответственно, о повышенной вероятности серьезного землетрясения в Израиле.

Означает ли это, что минфину срочно следует выделять десятки миллиардов шекелей на укрепление зданий от грядущих землетрясений? Нет, не означает. Сначала, справедливо говорит минфин, или, по крайней мере, должен был бы сказать, нужно все подсчитать.

Подсчитать, какой экономический ущерб нанесет серьезное землетрясение, относительно просто. Да, относительно: никто не знает, какое именно количество домов будет разрушено при той или иной силе землетрясения. Но сумму эту, пусть и грубо, можно хотя бы прикинуть.

Ровно год тому назад, в феврале 2022 года тогдашний гендиректор министерства строительства Авиад Фридман направил письмо гендиректору минфина Раму Белинкову, в котором заявил, что в Израиле насчитывается около 800 тысяч квартир, расположенных в старых, не сейсмостойких домах и что предполагаемый ущерб от землетрясения составит 90 млрд шекелей.

Спустя полгода, в сентябре правительству были направлены рекомендации еще одной, межминистерской комиссии, сопредседателем которой был все тот же Фридман. В рекомендациях упоминалось, что затраты на укрепление ненадежных домов составят в среднем 200 тысяч шекелей на квартиру. Нетрудно посчитать, что если так, то расходы на укрепление будут вдвое большими и достигнут 160 миллиардов. Но дело, опять-таки не в этом.

Минфин не хочет выделять миллиардные средства на землетрясение, которое то ли будет, то ли нет, а если и будет, совершенно неизвестно когда. Нередко утверждается, что серьезные землетрясения, сопровождающиеся масштабными человеческими жертвами и разрушениями в наших Палестинах происходят примерно раз в 100-150 лет. Потому, де, что последнее такое землетрясение произошло в 1927 году, до этого – в 1837-м, а предыдущее – в 1759 году.

Ну и что? О чем это говорит? Да ровным счетом ни о чем. У нас нет данных, которые позволили бы измерить вероятность землетрясения. Можно лишь строить статистические модели, разрабатывать те или иные сценарии, которые, пусть очень грубые и приблизительные, дали бы возможность оценить вероятность землетрясения на временной школе и, соответственно, выделять деньги на предотвращение ущерба. Но этим, похоже, никто не занимается. Поэтому вполне можно понять минфин, который увиливает от многомиллиардных капиталовложений – увиливает уже десятки лет, кто бы ни руководил министерством – и выделяет каждый год символические суммы, которые вполне можно списать как расходы на имиджевую рекламу.

«Но дело ведь не только в деньгах, - скажут критики. – Ведь есть еще бесценные человеческие жизни!». Ну почему же бесценные? А чем ежегодно занимается комиссия, которая решает, какие спасающие жизни лекарства войдут в «корзину здоровья», а какие нет. Именно этим они и занимаются, решая «кому жить, а кому умереть». Но у них хотя бы есть надежные статистические данные: им известно, сколько человек в Израиле ежегодно умирает от той или иной болезни.

А у минфина и минстроя такой статистики о землетрясениях нет. Нельзя же сколько-нибудь серьезно принимать за статистику данные, согласно которым в результате последнего серьезного землетрясения 1927 года погибли 285 человек (данные о предыдущих землетрясениях крайне ненадежны)? Ведь издевательски выглядел бы расчет, согласно которому за последние 100 лет от землетрясений гибли, в среднем, менее трех человек в год?

Так что же делать? Прежде всего – перестать слушать кликушествующих геологов и пригласить математиков, ничего не понимающих в землетрясениях, зато понимающих в статистике и теории вероятности. Пригласить и предложить разработать статистические, вероятностные модели, которые позволят, пусть, повторяю, и очень грубо, оценить риски и выработать соответствующие рекомендации, на основе которых и следует выделять средства из бюджета. Еще лучше, возможно, было бы пригласить аудиторов страховых компаний, которые по роду своей деятельности изо дня в день занимаются подобными расчетами.

Дубинский Александр, НЭП. Фото: Depositphotos.com

 

The post Сколько стоит землетрясение? appeared first on НЭП.

источник »

ленивых лень кому немного вполне неготовность эта