Рубль кажется сильным, несмотря на санкции и войну. Это впечатление обманчиво

Рубль кажется сильным, несмотря на санкции и войну. Это впечатление обманчиво
фото показано с : nep.co.il

2022-4-13 07:10

После вторжения России в Украину в конце февраля западные санкции привели к падению рубля почти на 50% до рекордно низкого уровня. Но российская валюта смогла отыграть это падение и вернуться практически к довоенным показателям. Российские комментаторы иногда говорят, что это показатель того, что санкции не работают и не способные нанести российской экономике значительного ущерба. Но эксперты предупреждают, что успех рубля во многом искусственный и не сулит ничего хорошего для здоровья российской экономики.

За «чудом» воскрешения российской валюты стоит глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Через четыре дня после того, как президент Владимир Путин ввел войска в Украину, она повысила ключевую процентную ставку с 9,5 до 20 процентов, чтобы побудить людей хранить свои средства в банках. Она также ввела контроль за движением капитала: россияне не могли снять или вывезти из страны более 10 тысяч долларов, экспортеров нефти и газа обязали продавать 80% их валютной выручки, а иностранным инвесторам запретили продавать российские активы.

Несмотря на санкции, российские энергоносители продолжают поступать на мировые рынки, и их высокие цены обеспечивают положительное сальдо счета текущих операций России. По данным ЦБ, профицит торгового баланса (положительная разница между экспортом и импортом товаров и услуг) составил в первом квартале этого года рекордные 66,3 млрд долларов (годом раньше — 25,8 млрд). Все это способствует укреплению местной валюты.

Но Иикка Корхонен, эксперт Банка Финляндии по России, считает, что отскок рубля – функция контроля за движением капитала, а не экономических основ.

«Рубль больше не является свободно конвертируемой валютой, – сказал он изданию Politico. – Поэтому официальный обменный курс не имеет особого значения».

Действительно, несмотря на кажущуюся устойчивой валюту другие показатели отражают глубочайший кризис: уровень инфляции в России в марте достиг 16,7% в годовом исчислении, сообщил на днях Росстат, чего не наблюдалось с 2015 года, а цены на продукты питания выросли еще сильнее. Скачок потребительских цен в России на 7,6% за месяц в марте стал «самым высоким месячным ростом с 1990-х годов».

Между тем агрессивная политика Набиуллиной со временем оставит и другие следы на экономике, считают эксперты.

«Резкое повышение процентных ставок станет проблемой для банковского сектора в России, поскольку маржа будет сильно сжата, – сказал Корхонен. – Я ожидаю увидеть первые признаки этого, когда банки опубликуют результаты второго квартала».

Андрис Страздс из Европейского совета по международным отношениям ожидает, что влияние санкций начнет сказываться на реальной экономике ближе к концу года.

«Удвоение процентных ставок нанесет ущерб, возникнут проблемы с невозвратными кредитами. Они не появятся сейчас, но они появятся в течение года и дальше», – считает он.

Пеэтер Луйкмель, возглавляющий отдел денежной политики и внешней экономики Банка Эстонии, предсказывает, что большие проблемы для российской экономической политики еще впереди, если страна когда-нибудь захочет вернуться в международное сообщество.

«Фокус не в том, чтобы установить контроль за движением капитала. Все могут это сделать, – сказал он. – Фокус в том, чтобы потом отменить его без существенного ущерба».

По его словам, чтобы контроль за движением капитала был успешным, политики должны использовать время, пока он действует, для восстановления доверия. Но «Россия делает все наоборот», не только прибегая к политической агрессии, но и вынашивая идеи о возможном поглощении фирм, решивших покинуть Россию.

Экономист, лауреат Нобелевской премии Пол Кругман пишет в «Нью-Йорк таймс», что драконовские меры, принятые для стабилизации рубля, углубят спад реальной экономики России. Но у Набиуллиной были причины для того, чтобы создать видимость укрепления национальной валюты даже за счет еще большего урона экономике. По его словам, «стоимость рубля стала важнейшей целью не столько потому, что она важна, сколько потому, что она так хорошо видна».

«Если российская экономика ухудшится настолько, как многие ожидают в ближайшем будущем, кажется слишком вероятным, что средства массовой информации будут просто отрицать, что происходит что-то плохое, – считает Кругман. – Однако одно они не смогут отрицать – резко обесценившийся рубль. Поэтому защита рубля имеет смысл в качестве пропагандистской стратегии».

Но есть и другие соображения, считает Пеэтер Луйкмель из Банка Эстонии.

«Это больше похоже на символический акт, чтобы привлечь внимание Индии и некоторых других азиатских стран к поддержке альтернативной совместной платежной системы, – сказал он. – Для этого им нужна сказка о сильной мировой валюте. Если они смогут доказать, что существует определенная стабильность обменного курса, учитывая трудные времена, тогда им будет легче привлечь поддержку этой системы».

«Дедолларизация – очень сильная цель, – добавил Луйкмель. – Этот толчок существует для России уже с 2014 года. До сих пор Россия переориентировалась с доллара на евро, но санкции сделали евро непривлекательным для Кремля в качестве резервной и платежной валюты».

Александра Аппельберг, «Детали».Фото: Pixabay

The post Рубль кажется сильным, несмотря на санкции и войну. Это впечатление обманчиво appeared first on НЭП.

источник »

санкции обманчиво рубль впечатление сильным кажется несмотря