2018-11-18 13:26 |
Согласно новому прогнозу, через 30 с небольшим лет в Израиле будут проживать около 18 млн. человек, что вдвое больше, чем сегодня. Подавляющая часть населения, 98%, будут ютиться в небоскребах.
Так утверждается в отчете, подготовленном специалистами хайфского Техниона под руководством профессора Рахель Альтерман. Резкий рост народонаселения приведет к драматическим изменениям в жизни израильтян, в большинстве своем – негативным.
Среди прочего, в отчете утверждается, что в течение считанных десятков лет деревенские пейзажи, как и сами деревни, останутся в прошлом. Редкими исключениями стану лишь деревни, сохраненные как памятники истории и культуры. К этим изменениям предлагается подготовиться заранее и, в частности, взвесить возможность ограничить рождаемость.
Авторы отчета, среди них профессоры Мануэль Трахтенберг, Дан Бен-Давид и Шломо Бахор предполагают, что большинство нежилых помещений уйдут под землю. Ввиду необходимости в экономии дорогой и исчезающей территории ниже поверхности земли окажутся концертные залы и торговые центры, промышленные предприятия и транспортная инфраструктура.
Плохо ли то, что подавляющее большинство израильтян через считанные десятилетия будут проживать в многоэтажных жилых башнях? Однозначного ответа нет, но израильское общество резко изменится. Дело в том, что проживание в небоскребах несовместимо с существованием «микрообщин» – хорошо знающих друг друга соседей. Жители небоскребов, и это доказывает опыт других стран, разъединены и почти не общаются ни в домах, ни на прилегающих участках. Это означает, что в прошлое уйдут и отдельные микрорайоны с их уникальными характеристиками.
И такая ситуация станет постоянной – в отличие от небольших зданий, перестройка небоскребов практически невозможна, проблемной станет даже исключительно дорогое и сложное обновление фасадов.
Технионовский отчет был представлен накануне проходящей сегодня в Тель-Авивском университете конференции, посвященной демографическим проблемам Израиля, и выступавшие один за другим предлагали отказаться от напрашивающегося сравнения Израиля с Сингапуром. Да и в самом отчете отмечается, что небоскребы не отвечают социальной и семейной структуре израильского общества. В Израильских семьях насчитывается, в среднем. 3,1 ребенка, а в том же Сингапуре данный показатель равен 0,9.
Дан Пери, бывший гендиректор Управления природы и парков Израиля, заявил, что к столетию страны большая часть прибрежной территории окажется застроенной и залитой бетоном. По его словам, удвоение населения означает образование почти сплошного мегаполиса от Нагарии до Ашкелона. Пери пояснил, что если демографические тенденции не поменяются, то природе будет нанесен колоссальный ущерб.
Пери тоже отмечает, что сравнение Сингапура с Израилем неправомерно, поскольку Сингапур – фактически не государство, а город, использующий открытые территории соседних стран для производства сельскохозяйственной продукции и для «отдыха на природе». У Израиля же подобной привилегии нет. Кроме того, иначе решается в Сингапуре и проблема транспорта – на владение частными автомобилями накладываются жесткие ограничения. Отличаются в обеих странах и режимы – жесткое авторитарное правление в Сингапуре и демократическое – в Израиле.
Что же касается повышенной плотности населения в Японии, то один из составителей отчета профессор Шломо Бахор справедливо отмечает, что израильские семьи зачастую живут в квартирах площадью 150 квадратных метрах, а в Японии нередко довольствуются 30-метровыми квартирами.
Профессор Алон Таль, председатель форума «Цафуф» («тесно»), комментируя отчет пояснил, что проблемы, с которыми сталкивается Израиль на протяжении последнего десятилетия – высокие квартирные цены, дорожные пробки, очереди в больницах и поликлиниках и пенсионный кризис – результат одной и той же тревожной тенденции. В Израиле становится все более тесно по сравнению с другими развитыми странами. Принимаемые меры, по его словам, не более, чем пластырь, накладываемый на глубокие раны. «Если мы будем заметать под ковер острейшие демографические проблемы Израиля, нам суждено бежать все быстрее и быстрее, чтобы оставаться на месте», – заявил профессор Таль.
Евгений Вестник НЭП.
источник »