Что будет с шекелем в наступающем году?

Что будет с шекелем в наступающем году?
фото показано с : nep.co.il

2023-12-31 16:00

Валютный рынок – исключительно неблагодарный, в том смысле, что предугадать его поведение исключительно сложно, гораздо сложнее, чем поведение биржи. Применительно к акциям можно утверждать, что будет то-то и то-то, потому что доходы компании будут такими-то и такими-то. Можно и ошибиться, конечно, но основа для анализа есть. А с обменными курсами валют? Тут просто не на что опереться - воздух, самые общие соображения. Он, валютный рынок, еще и невыгодный – по сравнению с акциями.

Эксперты по инвестициям авторитетно утверждают, что биржа, то есть акции в долгосрочной перспективе растет. Особенно часто это можно слышать в периоды падений – как успокоительные заверения в том, что в конечном счете все будет хорошо. Иногда, чаще всего, они и в самом деле так думают, иногда, реже, надеются не дожить до времен, когда акции начнут снижаться – в долгосрочной перспективе.

Но логика в этих утверждениях, повторяю, есть: компании зарабатывают все больше и больше, не эта, так другая, и я, говорит эксперт, помогу вам выбрать именно ту, другую. А менеджер доверительного фонда, фонда повышения квалификации, пенсионного фонда говорит, что выбрать такую «другую» - дело сложное, зато он вложит ваши средства сразу в десятки акций, как бы в биржу в целом (которая, смотри выше, в долгосрочной перспективе всегда растет), он знает лучше всех, как это сделать, и потому «заройте деньги тут» - вложите их именно в его фонд.

Применительно к валютном рынку вы таких утверждений не услышите. Ну, в самом деле, кто-нибудь слышал, чтобы авторитетный эксперт утверждал: «Меняйте шекели на доллары, потому что в долгосрочной перспективе курс доллара относительно шекеля всегда растет»?

Потому что это не так, и, например, 10 лет тому назад, в конце декабря 2013 года обменный курс составлял 3,5 шекеля за доллар, а сегодня – 3,6, то есть, практически не изменился. Зато доллар можно приравнять к штыку и колоть им правительство, уверяя, что судебная реформа привела к ослаблению национальной валюты, к резкому росту курса доллара, и что это повлечет за собой высокую инфляцию.

Что вы говорите? Что доллар относительно шекеля растет уже два года, с декабря 2021-го? Ну и пусть – кто старое помянет, тому глаз вон этим же долларовым штыком. В любом случае штыковая атака не удалась, и обменный курс доллара относительно шекеля сегодня примерно такой же, как и полгода тому назад, да и от уровня в начале года (3,47) отличается незначительно.

Это все присказка, и пора бы приступать к сказке – к прогнозу о том, что будет с шекелем дальше. Но прогноза, сколько-нибудь убедительного, нет, есть только схема «Что будет, если». Например, можно исходить из того, что в результате победы над ХАМАСом, тем более, над «Хизбаллой» экономика Израиля резко усилится, и это приведет к дополнительному усилению шекеля. В пользу такого взгляда на вещи – происходившее на валютном рынке на протяжении войны. Вначале – шок, потом, с конца октября, после начала наземной операции - резкий рост курса шекеля относительно доллара. Сравнить этот скачок можно, разве что со скачком (только наоборот, доллара относительно шекеля) в начале эпидемии коронавируса, когда с середины февраля по середину марта обменный курс упал с 3,4 до 3,9 шекеля за доллар.

Даже если такой подход верен, проблема в этом самом «если»: если Израиль победит ХАМАС, если Израиль расправится с «Хизбаллой». А если нет? Что будет, если Израиль завязнет в Газе, как США во Вьетнаме? Тогда наоборот: все гигантские расходы, все, если угодно, инвестиции в войну окажутся глубоко убыточными, и шекель рухнет.

Александр Дубинский, НЭП. Фото: Depositphotos.com

 

The post Что будет с шекелем в наступающем году? appeared first on НЭП.

источник »

исключительно предугадать поведение сложно сложнее гораздо смысле