2019-4-19 13:40 |
Идея простая. Бывший-будущий замминистра здравоохранения Яаков Лицман направил официальное письмо главам всех партий, ведущих переговоры о создании правительственной коалиции, и предложил значительно увеличить расходы на здравоохранение.
НЭП уже сообщал, что Лицман в рамках коалиционных переговоров потребует увеличить бюджет министерства почти на 5 млрд. шекелей, а корзину лекарств – до 750 млн. шекелей вместо нынешних 500 миллионов.
Понятно, что выполнить это требование будет очень непросто: бюджетный дефицит и так уже превысил установленный максимум, так что на повестке дня – сокращение, а не увеличение бюджета. Лицман, правда, предлагает бюджет особенно не ощипывать, а вместо этого увеличить налог на здравоохранение на пол процента «или еще на чуть-чуть». Но даже без «чуть-чуть» таким образом можно получить дополнительно 3 млрд. шекелей. Ну а остальное действительно можно добрать за счет сокращений бюджетов других министерств.
Здоровья много не бывает, и лишние деньги не повредят. Но насколько все это срочно, насколько больна израильская система здравоохранения? Койки оставим в стороне (в больничном коридоре). Это – спорный показатель, который при пожелании можно рассматривать и как свидетельство эффективности израильских больниц.
На первый взгляд, дела обстоят вовсе неплохо. Израильтяне еще с 1995 года пользуются услугами государственного страхования здоровья – и услугами высококачественными. Свидетельство тому – один из самых высоких в мире показателей продолжительности жизни – 82,5 года и один из самых низких в мире показателей смертности новорожденных – 3,1 случая на 1.000.
Проблема заключается в том, что все эти победные достижения объясняются масштабными капиталовложениями в прошлом, а сегодня множатся признаки несоответствия между потребностями системы здравоохранения и выделяемыми государством средствами.
И Израиль все больше отстает от других развитых стран. По расчетам социологического центра «Мерказ Тауб», за последние 20 лет национальные расходы на здравоохранение увеличились с 6,9 до 7,4 от ВВП, но они все равно ниже среднего показателя для стран ОЭСР – 8,9%. Мало того, в странах с системами здравоохранения подобными израильской (Бельгия, Нидерланды, Франция и Швейцария) этот показатель в полтора раза выше и составляет 11%.
Но и это еще не все. В Израиле доля общественных расходов на здравоохранение последовательно уменьшается, а частных столь же последовательно увеличивается. В нашей стране общественные ассигнования на медицинские услуги составляют только 63% от общей суммы расходов, а в ОЭСР, в среднем, – около 74%. В странах же подобных Израилю доля общественных расходов еще выше – 78%.
В результате израильтяне платят за медицинские услуги все больше, и на протяжении последних 20 лет доля свободных расходов израильтян, уходящих на охрану здоровья, удвоилась (вопреки благим намерениям инициаторов учреждения государственного страхования здоровья).
А как же конкуренция и свободный рынок, призванные, по идее, удешевить все и вся, в том числе и медицинские услуги? Есть и рынок, есть и конкуренция, есть и свойственное рынку ценообразование, основанное на соотношении спроса и предложения.
По расчетам «Мерказ Тауб», с 2011 по 2017 год заработки врачей подскочили на 42%. При том, что средняя зарплата по стране за это время увеличилась только на 15%. На оплату врачебного персонала уходит все большая часть бюджета министерства здравоохранения, потому что государственные и общественные больницы вынуждены конкурировать с частными клиниками, предлагая врачам все более высокие зарплаты.
Евгений Весник. НЭП. Фото: Хагай Фрид
источник »