2019-4-22 11:09 |
Ровно 70 лет назад, 17 апреля 1949 года, в новообразованном Кнессете 1-го созыва состоялось пленарное заседание, посвященное весьма животрепещещему вопросу: какую зарплату должен получать депутат Кнессета.
Именно так его сформулировал первый председатель израильского парламента, уроженец Москвы Йосеф Шпринцак, представлявший Рабочую партию. За неимением постоянного здания заседание проходило на тель-авивском взморье, в кинотеатре «Кесем» (чудо), чье название вполне подходило для чудесного возрождения еврейского государства.
Будучи сыном фабриканта, Шпринцак, тем не менее, не пошел по стопам отца, а увлекся борьбой еврейского пролетариата, который и стал для него мерой вещей в той самой жаркой дискуссии о зарплате депутатов Кнессете.
«Мы собрались сегодня здесь, – начал Шпринцак – чтобы обсудить и решить, во сколько обойдется налогоплательщикам введение демократии в Израиле». Как мы видим, первый председатель Кнессета напрямую связал три вещи: демократию, работу парламентариев и налогоплательщиков. Ибо в первый год существования Израиля первые еще думали о том, что скажут вторые.
В те времена депутаты Кнессета не получали стабильной зарплаты – это были лишь отчисления, которые министерство финансов переводило на их банковский счет. Объяснялось это тем, что еще не было проведено официального обсуждения вопроса заработной платы и «вознаграждений» (условия зарплаты, блага и льготы), которые полагались депутатам Кнессета.
По окончании дискуссии было принято решение установить ежемесячную зарплату депутатов Кнессета в размере 110 лир с добавками для семейных депутатов или тех, кто жил за пределами Тель-Авива и был вынужден снимать номер в гостинице на время заседаний.
Было решено, что в любом случае – со всеми льготами и добавками – не превысит 140 лир в месяц. Для сравнения – зарплата чернорабочего составляла в то время 70 лир, а квалифицированный рабочий на стройке получал 95 лир в месяц.
В отличие от своих потомков, в 1949 году среди депутатов Кнессета нашлись те, кто настаивал на том, чтобы их зарплата не превышала зарплаты квалифицированного рабочего на стройке. Но они остались в меньшинстве.
По окончании дебатов остались два вопроса, которые были переданы на решение комиссии: будет ли зарплата депутатов Кнессета освобождена от уплаты подоходного налога и будет ли разрешено депутатам Кнессета заниматься другой платной работой в дополнение к исполнению своих обязанностей?
На оба эти вопроса был дан отрицательный ответ.
Если посмотреть на положение дел в исторической перспективе, очевидно одно: с годами «слуги народа» превратились в «господ», думая прежде всего о своем материальном благополучии и повышая себе зарплату, независимо от тяжелого экономического положения в стране, безработицы, инфляции, обнищания населения и растущего бремени дороговизны жизни на плечах тем самых налогоплательщиков, которые 70 лет назад волновали первого председателя Кнессета.
Сегодня зарплата депутата Кнессета перевалила за 44 тысячи шекелей – в четыре раза больше средней зарплаты по стране. Исследование, проведенное четыре года назад информационно-исследовательским отделом Кнессета, показало, что зарплата израильских парламентариев среди самых высоких в западном мире по соотношению со средней зарплатой в таких странах, как США, Германия, Канада, Бельгия, Франция, Швейцария, Великобритания, Норвегия, Испания и Австралия. Также выяснилось, что зарплата депутатов Кнессета – самая высокая по соотношению ВВП на душу населения в перечисленных странах. Она выше средней как в долларовом эквиваленте, так и при расчете покупательной способности.
Что же касается зарплаты квалифицированного рабочего на стройке, которая 70 лет назад отставала от депутатской зарплаты всего на 45 лир, сегодня разрыв несоизмеримо больше. Прежде всего потому, что рабочие не могут повысить себе зарплату, а депутаты Кнессета делают это регулярно.
Надо думать, это – одна из многих причин того, что в ежегодном рейтинге доверия израильского народа к разным государственным институциям депутаты Кнессета много лет подряд занимают последнюю строчку.
Рафаэль Рамм, «Детали» К.В. Фото: Эмиль Салман