Выбор ультраортодоксов: на кого ставить

Выбор ультраортодоксов: на кого ставить
фото показано с : nep.co.il

2018-11-29 09:02

26 ноября заместитель министра образования Меир Поруш дал необычное интервью религиозной радиостанции «Во весь голос». Прежде, чем процитировать его слова, которые вызвали небольшую бурю, напомним, что эта станция является оппозиционной движению ШАС.

Поруш, один из ветеранов религиозного политического движения, является лидером одной из фракций «Агудат Израэль», которой был нанесен серьезный удар на недавних муниципальных выборах. ШАС и «Знамя Торы», которая является частью религиозного блока «Еврейство Торы», вступили в союз, а партия «Агудат Исраэль», в целом, потеряла свой вес, при этом – поражение фракции Поруша было особенно болезненным.

Поэтому, замминистра устремился в лобовую атаку. Цель состояла в том, чтобы его партнер по коалиции, лидер партии «Знамя Торы» Моше Гафни понял, как он был неправ. Поруш даже напомнил слова покойного вождя ашкеназов «литваков», раввина Элиэзера Шаха, что «сефарды не готовы для руководства». ШАС официально осудила это заявление. Поруш попытался дать задний ход, но это не помогло.

Через неделю после выборов враждебность между ультраортодоксальными кругами, кажется, лишь нарастает. Сторонний наблюдатель этих столкновений мог бы подумать, что ультраортодоксы понесли чувствительные потери на местных выборах, где они боролись друг с другом на глазах своих избирателей.

Реальность же состоит в другом: на этих выборах ультраортодоксы записали на свой счет крупные победы, увеличили свое представительство по всей стране и вновь завоевали Иерусалим.

Однако, теперь нельзя говорить об общем блоке ультраортодоксов. Каждая из их фракций представляет различные сообщества, имеет свой собственный совет мудрецов, самостоятельные интересы и вступает в противоречивые союзы.

Даже победа религиозного Моше Леона, сменившего светского Нира Барката, это – победа только половины религиозного лагеря. Хасиды и «Иерусалимская фракция» хотели победы светского Офера Берковича, но победа Леона была записана на счет Арье Дери и Моше Гафни.

Итогом этих выборов стало формирование новой политической силы: ось «Знамя Торы» и ШАС вместо старого союза «Агудат Исраэль» со «Знаменем Торы». Некоторые рассматривают этот блок, как естественный союз. Сефардские и «литовские» ешиботники имеют общие манеры и стиль обучения.

Хасиды же группируются вокруг дворов адморов и образ жизни этих культур достаточно различен, чтобы обеспечивать независимое политическое представительство.

ШАС, действительно, была организована при поддержке лидера «литваков» рава Шаха, но с конца восьмидесятых годов сушествует обособление между сефардами из ШАС и «литваками- митнагдим».

Ситуация в стане ультраортодоксов довольно запутанная, хотя в реальности не более запутана, чем в других израильских партиях. Они так же раздираемы внутренними противоречиями.

В конечном итоге, Гафни вместе с молодым харизматичным ешиботником Яаковом Каневским, внуком известного раввина Хаима Каневского, который является единственным признанным лидером всех ультраортодоксов, вернулcя на лидирующие позиции в игре против хасидов.

Враг моего врага – мой друг, и традиционная идентичность ашкеназов была проблематизирована, о чем, собственно, и мечтали создатели новых движений, раввин Шах и раввин Овадия Йосеф, в противовес движению «Агудат Исраэль».

Образ рабби Хаима Каневского подействовал на «литваков» как волшебная палочка. Его указания вместе с рекламными щитами, которые требовали «свершить праведную волю», побудили их к действию. Их ставленники одержали сокрушительную победу: Леон выиграл в Иерусалиме, сама партия получила шесть мест в горсовете, их кандидат выиграл также в Хайфе.

Радость была неописуемой. Тысячи молодых людей вышли на улицы городов, распевая победные лозунги. Танцевали не тольк ешиботники, но и сотни ультраортодоксальных девушек, которых в обычное время почти не видно.

Можно было бы говорить о перевороте в стане ультраортодоксов и их оглушительной победе. Однако, парадоксальным образом, в то же время весь их лагерь оказался на грани поражения.

Как и во многих случаях, растущая радость также приводит к слепоте праведников. После отставки Либермана стало проблематичным принятие закона о призыве, столь важного для ультраортодокосов. А союз с ШАС, на который было столько надежд, оказался под угрозой из-за новых уголовных обвинений против Арье Дери.

Если ультраортодоксы смогут преодолеть разногласия, недавние местные выборы станут симптомом их возвращения. Если нет, они не вернутся.

Эли Битан, «Макор ришон», В.П. К.В.  Фото: Томер Аппельбаум

источник »

является поруш ветеранов политического движения религиозного шас