Ультраортодоксы устремились на периферию: к чему это приведет?

Ультраортодоксы устремились на периферию: к чему это приведет?
фото показано с : nep.co.il

2019-6-6 13:00

Успех ультраортодоксальных партий на последних выборах во многом объясняют сложившейся практикой их коллективного голосования, обеспечивающей, как правило, высокие показатели; и, конечно, демографическим фактором: в настоящий момент ультраортодоксы составляют 12 процентов общего населения Израиля. Быстрый естественный рост этого сектора (в среднем – семь детей на одну женщину) приведет к тому, что, согласно прогнозам ЦСБ, к 2060 году они составят 32 процента от всего населения.

Однако есть и другие аспекты указанного демографического процесса, которые способствуют колоссальным изменениям в структуре ультраортодоксального сообщества, прежде всего, меняя его изнутри. Так, исследования, проводимые экспертами Института демократии, показали, что речь, прежде всего, идет о влиянии, оказываемом жилищным кризисом. Под давлением обстоятельств ультраортодоксы вынуждены покидать закрытые, гомогенные духовные центры Иерусалима и Бней-Брака, селиться в светских районах, выходить на работу; не исключено, что в скором времени они должны будут корректировать количественный состав своих семей.

По мнению экспертов, общая картина такова, что, похоже, ультраортодоксы исчерпали свои ресурсы. Так, начиная с 1977 года, после того, как общественно-социальные сотрясения способствовали приходу к власти «Ликуда», большинство ультраортодоксальных мужчин практически перестало работать; с тех пор уже во втором и третьем поколениях многих религиозных семей существует устойчивая ситуация, когда отец-глава семьи уже не может быть кормильцем. В то же время с увеличением пособий на детей, а также поддержкой, оказываемой учащимся иешив и колелей, количество детей в ультраортодоксальных семьях выросло, в среднем, до семи.

В результате родители оказываются не в состоянии иметь квартиру такой площади, чтобы там хватало места и их женатым детям, как это принято в ультраортодоксальном сообществе; более того, даже если предположить, что со временем квартира может перейти к детям, это не имеет особого значения, поскольку слишком много потенциальных наследников в этом случае выстраиваются в очередь. Поэтому молодое поколение ультраортодоксов, значительная часть которого уже в двадцать лет вступает в брак и начинает активно рожать детей сразу после свадьбы, вынуждено финансировать приобретение жилья самостоятельно.

Согласно данным исследования, к подобному шагу прибегают примерно 48 процентов религиозной молодежи, финансируя базовую часть сделки по приобретению недвижимости за счет кредитов; из этого количества 21 процент приобретает жилье за счет ипотечной ссуды, покрывающей покупку квартиры на 100 процентов. По всей видимости, предоставление кредита стало возможным благодаря мобилизации первоначальной суммы за счет пожертвований и касс помощи «гмахи» («гмилут хасидим»). Другими словами, это означает, что молодые ультраортодоксальные пары с самого начала совместной жизни влезают в огромные долги.

До нулевых годов ультраортодоксам вполне хватало множества дешевых квартир, которые им перепадали от государства по смешным ценам: в течение 90-х годов Израиль строил на территориях дешевые и закрытые города, предназначавшиеся для ультраортодоксального сектора – Бейтар-Илит, Модиин-Илит и Эммануэль. В этих городах, к примеру, в начале 2000-го года четырехкомнатная квартира могла стоить 450 тысяч шекелей. Сегодня цена на такую же квартиру, расположенную на территориях, составляет 1.4 миллиона шекелей — безумный скачок цен на 178 процентов за одно десятилетие. Новые просторные квартиры оказались недоступны для большинства ультраортодоксальной публики. Тем не менее, последняя как-то выкручивается из создавшегося положения: она составляет 12 процентов всего населения Израиля; в общей доле национального дохода и того меньше – 6 процентов; но при этом, как выясняется, она имеет возможности приобрести 10,3 процента квартир (13 процентов от всех приобретений первой квартиры).

Спрашивается: откуда у бедных религиозных людей средства на покупку жилья? Исследование дает ответ на этот вопрос, и он связан с готовностью к компромиссу, выражающемуся в переориентации на малогабаритное и старое жилье – вместо новых и просторных квартир на территориях сегодня ультраортодоксы вынуждены покупать старые, маленькие квартиры на окраинах больших городов или на периферии.

В 1999 году доля новых квартир от общего количества приобретенных ультраортодоксами составила 44 процента, тогда как в 2017 году этот показатель снизился до 21 процента; средний возраст квартиры, купленный ультраортодоксами, подскочил с 10 до 29 лет, на восемь лет больше, чем средний возраст квартиры, купленной представителями светского населения; уменьшилось также количество комнат в приобретаемом жилье: ультраортодоксальная семья, насчитывающая в среднем девять человек, довольствуется в настоящее время в среднем 3,6 комнатами, что на 0,5 комнаты меньше, чем в светской семье из 4-5 человек.

Исследователи опросили 860 ультраортодоксальных семей, составивших репрезентативную выборку данного сегмента населения в Израиле. В ходе опроса респондентам предлагалось также ответить, где они предпочли бы жить: 84 процента ответили, что мечтают жить в Иерусалиме, в однородной религиозной общине, рядом с серьезными образовательными учреждениями и известными раввинами. На практике же, как выясняется, процесс приобретения жилья ультраортодоксами в израильской столице заторможен. Это важный момент, на который следует обратить особое внимание: религиозная радикализация Иерусалима остановлена, поскольку город на данный момент многим ультраортодоксам не по карману, и в результате они вынуждены менять место проживания, оказываясь в районах или в городах, где ранее вообще никогда не планировали или не хотели жить.

Так, например, 33 процента квартир, купленных в Араде и Нацерет-Илите в 2014–2017 годах, были приобретены ультраортодоксами; в те же годы ими куплено 38 процентов квартир в Тверии и Офакиме. А всего из приобретенного на периферии жилья за указанный период 40 процентов падает на религиозный сектор.

Ожидается, что приток ультраортодоксов на периферию не обойдется без последствий: во-первых, миграция бедного населения, которое не работает и не хочет интегрироваться, усугубит и без того бедственное положение периферийных городов, которые страдают от множества проблем, в отличие от городов центра страны. Кроме того, могут возникнуть серьезные трения между местными жителями – старожилами, — и вновь прибывшими, как это происходит в Араде. А в Нацрат-Илите уже зафиксированы неприязненные отношения между ультраортодоксами, недавно там поселившимися, и арабами.

Вообще города, куда устремляются сейчас ультраортодоксы, становятся крупными очагами безработицы; о чем там говорить, если периферии элементарно не хватает общественного транспорта, который довозил бы желающих найти работу до районов занятости?!

С другой стороны, можно надеяться, что выход ультраортодоксов за пределы своего замкнутого пространства заставит их измениться, будет способствовать интеграции на рынке труда. Однако в случае, когда миграция ультраортодоксального населения направлена на слабые периферийные города, это создает сложнейшую проблему занятости, которую обязано решать правительство.

Мерав Арлозоров, TheMarker, М.К. К.В. Фотоиллюстрация: Гиль Коэн Маген

источник »

ультраортодоксы приведет быстрый израиля рост населения естественный

ультраортодоксы приведет → Результатов: 2


Фото:

Ультраортодоксы устремились на периферию

Успех ультраортодоксальных партий на последних выборах во многом объясняют сложившейся практикой их коллективного голосования, обеспечивающей, как правило, высокие показатели; и, конечно, демографическим фактором: в настоящий момент ультраортодоксы составляют 12 процентов от населения Израиля.

2019-6-6 13:00


Фото:

Выборы выиграли ультраортодоксы, а проиграла – экономика

Так утверждает в своей новой работе профессор Дан Бен-Давид, возглавляющий институт социологических исследований «Шореш». По его мнению, рост политической силы ультрарелигиозных партий неизбежно приведет к еще большему, и негативному, изменению национальных приоритетов и сдержит экономическое развитие страны.

2019-5-2 14:37