2018-5-24 07:34 |
В ЦСБ утверждают, что уже к 2059 году доля ультраортодоксов в Израиле достигнет 50 процентов. Но Нахум Блас из Центра Тауба сказал «Деталям», что этот прогноз неверен, и, на самом деле, через 30 лет их будет намного меньше в процентном отношении, чем утверждают израильские статистики.
Какими окажется состав израильского общества через несколько десятилетий по религиозной принадлежности? Этот вопрос обсуждается в многочисленных дискуссиях, и он, действительно, очень важен для будущего страны — для ее экономики, обороноспособности, идеологической направленности.
Одни утверждают, что светские в Израиле – вымирающий вид, и через 20 лет ситуация в стране станет такой же, какой была 200 лет назад: здесь будут жить только арабы и ультраортодоксальные евреи. Другие заявляют, что в ультраортодоксальном секторе заметен быстро идущий процесс секуляризации.
Однако эта оценка не принимает в расчет важные факторы. В Центре Тауба исследовали процессы постепенной секуляризации израильских ультраортодоксов. В частности, Алекс Вайнраб и Нахум Блас изучали данные о переходах учеников из школ одного вида в другие — и обнаружили растущий приоритет менее религиозных учебных заведений.
Не такие уж они ультраортодоксы!
Выяснилось, что доля государственных школ в общей структуре образования — особенно, государственно-религиозных — выросла сильнее ожидаемого. И напротив, доля ультраортодоксальных школ резко сократилась.
В государственные школы идет почти на 6 процентов больше учеников, чем рождается детей в светском секторе. А в государственно-религиозные и ультраортодоксальные школы меньше, чем рождается в их секторах – соответственно, на 8,2 и на 7,7 процента.
Вайнраб и Блас проверили «мобильность» учеников с первого по восьмой классы израильских школ, смотря, где они начали учиться и где оказались в восьмом классе. Так картина оттока из ультрарелигиозных школ стала очевидной.
— Рост числа учеников в государственно-религиозных школах соответствует показателям деторождения. А у ультраортодоксов это соответствие держалось только до 2012 года. Затем, в 2013-2015 годах, учеников в их школах уже на 7,5 процентов меньше, чем следовало бы из показателей рождаемости в их секторе. А вот в общеобразовательных школах первоклашек было на 2 процента больше, чем «следовало бы», — говорит Нахум Блас.
— Чем Вы объясняете это несоответствие?
— Тут несколько причин, в том числе и алия из бывшего СССР. Ведь известно, что новые репатриантки в Израиле рожают, в среднем, больше детей, чем было принято в стране исхода.
Но все же главная причина – в уходе учеников в менее религиозные школы. А если учесть, что порой родители-неортодоксы записывают детей в ультраортодоксальные школы — просто из-за большей их доступности, особенно на периферии — то разрыв выглядит еще более значительным. В этом смысле ультраортодоксы — миссионеры: они завлекают репатриантов в свою среду, в частности, и через школы.
— Означает ли это, что, повысив уровень образования на периферии, можно «изъять» часть учеников из ультраортодоксальных школ?
— Возможно, но мы говорим другое: если родители – ультраортодоксы готовы перевести своих детей в «чужую» школу, то они не такие уж и ультраортодоксы!
Не 50 проценто, а 35 процентов.
Исследователи принимали в расчет детей, родившихся в 1992-2003 годах, проверили, в каких школах они пошли в первый класс — и в каких школах оказались в восьмом классе. Выяснилось, что 98 процентов начавших учиться в общеобразовательных школах, там и остались. А вот в других секторах дела обстояли иначе. Среди девочек, начавших учиться в государственно-религиозных школах, отсев – 20 процентов, среди мальчиков – 25 процентов! Подавляющее большинство и тех и других перешли в общеобразовательные школы, и лишь единицы ушли к ультраортодоксам.
В ультраортодоксальных школах показатели отсева мальчиков и девочек равны, соответственно, 11 процентам и 13 процентам. При этом 6,5 процентов перешли в государственно-религиозные школы, 4,5 процента — в общеобразовательные: это в 11 раз больше числа перешедших из общеобразовательных школ в ультраортодоксальные.
— Эти данные, на Ваш взгляд, свидетельствуют о секуляризации ультраортодоксов?
— Они свидетельствуют о значительном замедлении темпов роста ультраортодоксального сектора, и даже о незначительном повышении темпов прироста светского населения в Израиле. Нам представляется, что широкие слои ультраортодоксов все менее и менее привержены строгим религиозным обязанностям. Но показатели рождаемости у них по-прежнему выше, чем в других секторах, потому их доля в населении с страны продолжит увеличиваться. Это приведет к еще большей поляризации общества.
— Есть ли другие подтверждения вашим данным?
— Да, проводившиеся до нас исследования показали, что снижение уровня религиозности продолжается и в старших классах. Примерно 15 процентов ультраортодоксов в каждом поколении перестанут быть таковыми.
И вот дополнительное свидетельство этой тенденции: начиная с 1996 года существует разрыв между числом фактически голосующих на выборах за партию «Еврейство Торы», и числом приверженцев этой партии, прогнозируемом по естественному росту населения в ультрарелигиозном секторе.
— Если отмеченные тенденции продолжатся, то они, вероятно, окажут значительное влияние на состав израильского населения?
— Безусловно. По оценке ЦСБ, базирующейся только на показателях деторождения, наиболее реальный сценарий таков: к 2059 году половина израильтян будут ультраортодоксами. Однако с учетом последовательного снижения уровня религиозности, этот показатель, по нашим расчетам, не превысит 35 процентов.
— Подводя итоги вашего исследования, директор Центра Тауба профессор Ави Вайс заявил, что следует с большой осторожностью подходить к прогнозам, базирующимся лишь на показателях рождаемости и не принимающим в расчет иные факторы. Кроме того, Вайс отметил, что уровень религиозности не обязательно свидетельствует об отношении к общественно полезному труду, и что все большее и большее число ультраортодоксов выходят на рынок труда, не меняя образа жизни…
— Если ультраортодокс работает, это не делает его приверженцем демократических ценностей. Мы лишь показываем, что надо держать руку на пульсе, и не ограничиваться приблизительной оценкой показателей деторождения.
Александр Дубинский, «Детали». Фотография Борис Беленкин
источник »