2023-2-11 16:00 |
К годовщине вторжения Евросоюз готовит десятый пакет санкций против России. Каковы экономические перспективы страны, в отношении которой применяют беспрецедентные меры? В какие потери это выльется? Свое мнение «Деталям» представил Сергей Алексашенко - экономист, кандидат наук, ранее работавший заместителем министра финансов РФ и первым заместителем председателя правления Центрального Банка России.
«Цена войны для России колоссальна, но в экономике нужно уметь считать вперед, чтобы понимать все перспективы. Самое главное, что [санкции] - точно не то, чем можно остановить войну. Российская экономика очень большая, и на ее счастье, или на счастье Путина, не сильно зависит от мировой. Наоборот, мировая экономика зависит от нее, потому что Россия поставляет сырье, а без сырья современный мир еще не научился жить.
В 2021 году экономический рост составил 5,6%, а в 2022 году – падение где-то до -2,7%, это в принципе не катастрофа, хотя восьмипроцентное изменение в экономической динамике - редкость. В нормальной ситуации, если не война или какой-нибудь глобальный жесточайший кризис, такого не происходит. Потому говорить, что все в порядке, я бы не стал. Но Путин идиотов в экономическом блоке не держит, и они добросовестно выполняют свою задачу, пытаясь решить проблемы, которые могут, и решают их достаточно неплохо.
Однако в целом это похоже на соревнования по бобслею. Тебя запустили в ледяной желоб, и ты едешь на пятой точке, в тумане не видя, когда она закончится, и ничего сделать не можешь. Как бы ты ни цеплялся руками и ногами за ледяную поверхность, у тебя не получается. Вот и российская экономика находится в таком медленном, но плавном движении вниз. И когда это движение вниз закончится, пока никто не понимает.
Ты приезжаешь в Тольятти, и там весь Автозаводской район кряхтит. Ты приезжаешь в Калугу на автопром и понимаешь, что огромное количество людей не работает. В Ленинградской области - то же самое на автосборочных предприятиях. На металлургических предприятиях, - «Северсталь», «Магнитка», «Новолипецкий», - загруженность не в полную смену. На деревообрабатывающих комбинатах производство сократилось на 40%. Но при этом ты приезжаешь к нефтяникам, а у них все хорошо - как качали нефть, так и качают! А у «Газпрома добыча минус 20%...
Но санкциями нагреть ситуацию до восстания невозможно. Достаточно посмотреть на Северную Корею, на Кубу, на Венесуэлу, на Иран, которые несколько десятков лет живут под санкциями гораздо более жесткими, если мерить в процентах от экономики, чем в России. Тем не менее, никакого восстания по экономическим причинам ни в одной из этих стран не видно.
Кроме того, никто и не ставил задачу добиться политического восстания в России путем ухудшения экономической ситуации. Те, кто вводил санкции, хотели повысить стоимость войны для Путина и для его элиты, чтобы, может быть, заставить их или передумать, или понять, что за это придется дорого платить.
В 2022 году дополнительные военные расходы составили примерно 2% ВВП. По моей оценке, 2% ВВП — это чуть меньше трех триллионов рублей. Так что идея увеличить для Путина стоимость войны - работает. Дальше можно считать, сколько денег недополучили российская экономика или российский бюджет. Если посчитать, что российская нефть полгода продавалась с дисконтом в 25%, а в декабре продавалось с дисконтом 40%, то российская экономика недополучила там, по очень грубой оценке, от 100 до 120 миллиардов долларов.
А финансовая плюс военная помощь Украине в прошлом году от Америки составила порядка 45 миллиардов долларов. При том, что годовой бюджет США чуть больше четырех триллионов. То есть, можно сказать, 1% американского бюджета пошел на помощь Украине. Сказать, что это вообще «не деньги» - неправда. Но и не перегрузка для американского бюджета. Если я помню правильно, Европейский Союз пообещал в Украине в прошлом году 12 миллиардов евро, а выделил шесть. При том, что совокупный объем экономики еврозоны сопоставим с американским.
У Украины ведь есть бюджетные обязательства, есть обязательства по выплате пенсий и зарплат учителям и военным. И кормить надо, и горючее для автомобилей нужно. А украинская экономика упала на 35%, по оценке Нацбанка Украины. Соответственно, налогов в бюджет не собирают. В долг украинскому бюджету сейчас никто не дает - а просто дают украинскому бюджету деньги, чтобы страна и государство могли жить.
А в России закрылись сборочные предприятия, перестали платить зарплату, перестали платить налоги - то есть цена войны растет с каждым днем. Но это не означает, что Путин примет решение прекратить ее по экономическим причинам. «Товарищ Силуанов (министр финансов Российской Федерации с 2011 года – прим. «Детали»), у меня кончились деньги, давайте прекратим войну?» Нет, конечно. Если у него кончатся деньги, то, во-первых, есть Набиуллина (Председатель Центрального банка Российской Федерации с 2013 года – прим. «Детали»), которая их может напечатать. А во-вторых, можно просто не повышать пенсии пенсионерам, а тратить деньги на войну.
Председатель "Сбербанка" Герман Греф (слева) и министр финансов РФ Антон Силуанов. Фото: TASS Host Photo Agency Pool via AP
Причем сейчас я говорю только о краткосрочной, о текущей цене войны. А ведь на самом деле цена для России гораздо выше. Это, я бы сказал так, потерянное экономическое поколение. То есть в следующие пару десятков лет, а то и больше, российская экономика будет плестись в хвосте [мировой], не иметь доступа ни к технологиям, ни к знаниям, ни к капиталу. Будет такое достаточно унылое отставание технологическое, как у Советского Союза – ну, мы же хорошо помним полки советских магазинов. Дело даже не в том, пустыми они были или нет, а в том, насколько те товары на них отличались от аналогичных в других странах. Взять хотя бы наши цветные телевизоры…
Россияне, живущие за границей, пока свои пенсии, зарплаты могут получать. Но безумству, как известно, нет предела. И в какой-то момент Россия может это запретить. Рубль стал неконвертируемой валютой. Уже сейчас перевести деньги из России в долларах или в евро крайне тяжело. Нужно какие-то специальные механизмы придумывать. Поэтому может получиться, примерно, как с дивидендами иностранных владельцев российских акций: вроде как дивиденды получаешь, они зачисляются на специальные счета, но дальше ты с ними сделать ничего не сможешь. То же самое и здесь: пенсии будут начисляться на счета в российском банке, но сделать с ними ничего будет нельзя, раз ни в какую другую валюту рубль не конвертируется.
Сказать, что этого не будет никогда, я не могу. Пока мы от этого достаточно далеко».
Нателла Болтянская, «Детали». Фото: AP Photo/Dmitry Lovetsky, File
The post Цена войны: «Россия скользит вниз и не знает, когда остановится» appeared first on НЭП.
источник »