2019-7-8 07:02 |
Впервые в истории Израиля был разработан единый план зонирования страны. И… тут же отвергнут.
“Для того, чтобы управлять, нужно иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок”, – справедливо утверждал Воланд. По его мнению, этот срок должен составлять как минимум тысячу лет, однако современное градостроительство довольствуется всего двумя-тремя десятилетиями.
var truvidScript = document.createElement('script'); truvidScript.async = true; truvidScript.setAttribute('data-cfasync','false'); truvidScript.type = 'text/javascript'; truvidScript.src = '//stg.truvidplayer.com/index.php?sub_user_id=567&widget_id=2529&video_id=04f3631ee4802810039a8c3a05e419c2c49e805a&m=a&cb=' + (Math.random() * 10000000000000000); var currentScript = document.currentScript || document.scripts[document.scripts.length - 1]; currentScript.parentNode.insertBefore(truvidScript, currentScript.nextSibling);
В любой цивилизованной стране освоение новых территорий или реконструкция и развитие уже освоенных земель начинается с генерального плана, в ходе разработки которого выполняется градостроительное зонирование: специалисты определяют границы жилых зон, деловых районов, промышленных и сельскохозяйственных зон, парков, водоёмов, заповедников и так далее вплоть до кладбищ и свалок. В зависимости от расположения этих зон разрабатываются инфраструктуры: транспорта, водо- и электроснабжения и т. п.
Первый израильский генеральный план был опубликован в 1951 году и носит название “план Шарона”, в честь архитектора Арье Шарона, бывшего в то время начальником отдела планирования при канцелярии премьер-министра.
С тех пор в Израиле появилось 300 различных генеральных планов и ещё 30 национальных программ развития инфраструктур, тоже имеющих статус генплана.
На иврите каждый такой план называют “тохнит митъар арцит”. Дословно – “всеизраильский план зонирования”, сокращённо – ТАМА.
Самая известная среди израильтян ТАМА – это ТАМА 38, план укрепления существующих сооружений на случай землетрясений. ТАМА 38 распространяется на здания, построенные до 1 января 1980 года (до введения действующего сегодня стандарта сейсмостойкости зданий).
Довольно быстро выяснилось, что для такой небольшой страны, как Израиль, где некоторые города слились в единый конгломерат, одних градостроительных планов недостаточно. Упомянутые выше 330 генеральных планов не только создавали излишнюю путаницу, но порой дублировали друг друга и даже противоречили один другому. Стало очевидно, что нужен некий общий план.
Но тут, как это обычно и бывает в Израиле, в дело вмешалась политика. Для того, чтобы разработать целостный план зонирования государства, необходимо знать, где именно проходят границы этого государства. Однако расположение границ сильно зависит от политических взглядов того, кто эти границы проводит. Дайте израильтянину контурную карту нашего региона и попросите нарисовать восточную границу страны. Чем левее его политические убеждения, тем левее пройдёт граница.
В начале второго десятилетия 21 века стало очевидно, что дальше тянуть с созданием единого плана уже невозможно. И 18 марта 2012 года правительство приняло постановление № 4434 о разработке первого в истории Израиля комплексного генерального плана зонирования, торжественно названного ТАМА 1.
Работа над ТАМА 1 длилась семь лет и, наконец, 4 июня 2019 года план зонирования всей территории государства (в пределах “зелёной черты”) был принят Государственной комиссией по планированию и застройке. После этого ТАМА 1 была утверждена надлежащими подкомиссиями и на этой неделе передана на рассмотрение правительства.
Однако министр транспорта Бецалель Смотрич и министр сельского хозяйства Ури Ариэль потребовали отложить слушания, поскольку ТАМА 1 не включает Иудею и Самарию.
Некое рациональное зерно в их требовании наличествует. Семь лет назад никто не предполагал, что в 2017 году президентом Соединённых Штатов станет Дональд Трамп, а 8 июня, через 4 дня после утверждения ТАМА 1 Госкомиссией по планированию, в интервью газете The New York Times посол США в Израиле Дэвид Фридман выскажется в пользу права Израиля на частичную аннексию территорий.
Более того, весной нынешнего года в ходе предвыборной кампании премьер-министр Биньямин Нетаниягу однозначно упоминал об аннексии Иудеи и Самарии как об одной из задач будущего правительства.
Так что, с одной стороны, Смотрич и Ариэль правы. Но с другой, ожидание аннексии территорий и последующего распространения на них земельных законов, строительных норм и правил, принятых в Израиле, в любом случае займёт годы. Так что долгожданного единого национального плана зонирования у нас в ближайшее время не появится.
Александр Авербух, «Детали». Фото: Роман Позен