2023-6-19 07:00 |
Проверка минздрава показала: известный израильский хирург назначал десятки, если не сотни ненужных операций. Некоторым из его пациентов после вмешательства стало хуже.
Еще недавно профессор Зив Гиль был видным корифеем в израильской системе здравоохранения. В течение восьми лет он возглавлял отделение хирургии уха, горла, носа, головы и шеи в хайфской больнице «РАМБАМ».
Гиль был принят на работу в 2012 году, чтобы возглавить отдел, выполнявший тогда умеренное число операций. Новый директор произвел революцию. Одновременно он выступал как борец за общественное здравоохранение и получил множество лестных отзывов в СМИ.
Доктор Гиль гордился тем, что максимально использовал операционные залы своего отделения, сокращая время ожидания операций. «Для меня каждый пациент — это гендиректор Coca-Cola», — сказал он однажды. Его отдел процветал и приносил больнице прибыль, пока не грянул гром.
12 июня 2020 года газета «ХаАрец» опубликовала расследование. В нем говорилось, что Гиль и его коллеги, предположительно, провели множество ненужных операций, чтобы увеличить личные доходы сотрудников.
Читайте также: «Дело врачей» в хайфской больнице Учите иврит – спасетесь от деменции Израильская компания Teva заплатит американскому штату 193 миллиона долларов за роль в эпидемии опиоидовОни старались назначать как можно больше операций по фунциональной эндоскопической хирургии носовых пазух (FESS). Это современный метод лечения хронических воспалений носовых пазух. Такие операции малоинвазивны, они выполняются через ноздри. Но и у них есть свои противопоказания. Во многих случаях медицинский протокол рекомендует обходится менее агрессивными видами лечения.
В 2018 году в больнице «РАМБАМ» было проведено почти 1000 операций FESS – четверть от всех таких операций во всех больницах Израиля. Это в два раза больше, чем в больнице «Ихилов» в Тель-Авиве, и в семь раз - чем в больнице «Сорока» в Беэр Шеве.
Чтобы достичь этого объема, Гиль и его коллеги-врачи назначали операцию, порой игнорируя рекомендации, изложенные в профессиональной литературе. В некоторых случаях они подталкивали пациентов к FESS даже тогда, когда результаты проверок не подтверждали необходимость операции.
В отчете «ХаАрец» отмечается, что это были не просто спорадические случаи. Еще в 2018 году больничная касса «Клалит», опасаясь завышения счетов за лечение, начала тщательное расследование того, что происходило в отделении. Медицинские карты 35 пациентов, прооперированных в отделении Гиля, были переданы трем разным специалистам больничной кассы. Каждый эксперт проверил их независимо от других.
Результаты были ужасающими. Эксперты обнаружили, что треть операций были неоправданными. Еще в трети случаев достаточно было бы более простого (и менее дорогого) варианта операции – но выполнялся более сложный.
Выяснилось также, что врачей отделения, которые пытались возражать, заставляли замолчать, а пациентов, нуждавшихся в дополнительном лечении, направляли в другие отделения, чтобы не повлиять на показатели эффективности.
Шесть миллионов шекелей
После публикации расследования «ХаАрец» в 2020 году директор больницы «РАМБАМ», профессор Михаэль Хальберталь назначил внутреннюю комиссию для проверки. Ее возглавил заместитель директора Яэль Шахор-Меухас. В состав также вошли два ЛОР-специалиста из других больниц и представитель минздрава.
Как сообщил «ХаАрец», источник в больнице, «комиссию создали, чтобы позволить Гилю опровергнуть все обвинения, но проверка показала совсем другую ситуацию».
Из 2322 операций FESS, проведенных в «РАМБАМе» за пять лет, комиссия взяла по 20 случайных операций, проведенных тремя хирургами: самим Зивом Гилем, его заместителем, доктором Дмитрием Островским и доктором Джавадом Халайлой.
Эксперты разделили все случаи на три категории. Зеленая - операция соответствовала принятым медицинским критериям. Желтая – операция хотя бы частично не соответствовала протоколу либо были выполнены неправильные процедуры на техническом уровне. Красная – операция явно не соответствовала протоколу.
У двоих других врачей отклонений не обнаружилось, но результаты по выборке Гиля оказались поразительными. Восемь из 20 операций, которые он провел (40%), были отмечены как «красные».
Больница передала результаты своего расследования генеральному омбудсмену министерства здравоохранения. После чего уже минздрав собрал группу из 11 экспертов. Ее возглавил доктор Боаз Лев, омбудсмен минздрава по медицинским специальностям.
Копнув глубже, группа рассмотрела те же 20 операций Гиля - и добавила еще в «красную» категорию еще один, девятый случай.
Согласно выводам минздрава, 45% операций, проведенных Гилем, были ненужными или имели серьезные недостатки.
За восемь лет на посту директора отделения Гиль лично провел 2106 операций FESS. Если допустить, что 40-45% от них, как и в случайной выборке, были ненужными, получаются ужасающие выводы. Сотням пациентов операции были сделаны без необходимости.
Министерская группа, завершившая свою работу около двух месяцев назад, установила, что Гиль осуществил неоправданное хирургическое вмешательство, «которое подвергает пациентов риску повреждения глазницы, утечки спинномозговой жидкости и массивного кровотечения».
В отчете минздрава также отмечено, что 93% операций FESS в больнице проводились во второй половине дня, в рамках системы дополнительных медицинских услуг. В таких случаях оплата делится между больницей и самими хирургами.
За каждую сложную операцию FESS Гиль получал 3200 шекелей, за более простой ее вариант – 2000 шекелей. По подсчетам «ХаАрец», в течение четырех лет за эти операции хирург заработал 6,2 миллиона шекелей – в дополнение к своей обычной зарплате. Это сделало его самым высокооплачиваемым сотрудником больницы «РАМБАМ».
Что касается финансовой стороны этой ситуации, то выводы коллегии минздрава однозначны. «Масштаб операций вместе с тем фактом, что абсолютное их большинство было выполнено в рамках системы дополнительных медицинских услуг свидетельствует, по мнению комиссии, о значительном финансовом стимуле», - говорится в отчете.
Фото: Эмиль Сальман
Конвейер
Журналисты «ХаАрец» выяснили, что Гиль и его коллеги проводили по четыре-пять операций за одну дневную смену.
«У Гиля была присказка о том, что одна операция должна занимать 20 минут. Он повторял это снова и снова, - сказал один из врачей больницы журналисту «ХаАрец». - Он спрашивал, почему у нас так долго идут операции, и хвастался своим быстрым темпом».
Команда минздрава подсчитала, что средняя операция FESS, классифицированная как «красная», занимала у Зива Гиля всего 33,9 минуты. «По мнению всех пяти экспертов из консультативной группы, это неадекватное время», - говорится в отчете. Самая короткая операция длилась всего 14 минут.
Министерская комиссия установила, что большинство более прибыльных и сложных операций FESS не соответствовало медицинскому протоколу.
В пяти из девяти «красных» случаев доктор Островский, бывший заместитель директора отделения, пришел к выводу, что простого и менее инвазивного варианта операции было бы достаточно.
Гиль, однако, выбрал сложный и более тяжелый для пациента вариант, «сделав это без каких-либо обоснований или профессиональных соображений».
У одной из пациенток, 60-летней Ольги (имя изменено) диагностировали хронический синусит. Островский предлагал более простую процедуру, но Гиль, почему-то выбрал и провел более сложную и дорогую операцию. Этот случай удивил экспертов минздрава. «Нет никаких документов о встрече профессора Зива Гиля с пациенткой перед процедурой для обсуждения плана операции, — говорится в их отчете. - Также неясно, когда именно было принято решение перейти от простого варианта FESS к сложному».
Короткая 27-минутная операция привела к серьезным последствиям. Ольга продолжала жаловаться на боли. Компьютерная томография, проведенная три года спустя, подтвердила, что операция лишь ухудшила ее состояние.
Хирургическое вмешательство привело к «закупорке лобных пазух, заполненных выделениями из носа», сказано в отчете минздрава. Это было «осложнение, вызванное ненужной и непоказанной операцией, которая представляет собой явно непрофессиональное поведение».
«Очень велика вероятность того, что больная страдала хроническим катаром [воспалением слизистых оболочек] и не лечилась должным образом. Она перенесла ненужную операцию, вызвавшую воспаление кавернозных синусов, воспаление, которого не было до указанной операции. Это очень серьезный случай», - заключили эксперты министерства.
В беседе с «ХаАрец» в 2020 году врачи из отделения Гиля также рассказывали, что вынуждал их отказаться от консервативного, менее инвазивного подхода к операциям, который, по его словам, «занимает слишком много времени».
«Зив сказал бы, что операция на носу и пазухах должна начинаться с удаления средней раковины носа [небольших костных камер носовых полостей], — сказал один из источников. - Вот его цитата. "Представьте, что вам нужно убрать комнату, в которой посередине висит занавеска. Вы можете каждый раз обходить штору, двигаясь туда и обратно - или просто снять ее одним махом, и тогда все пойдет быстрее"».
Комиссия подтвердила, что это стало обычной практикой в отделении - и подвергла ее резкой критике. Эксперты описали такие операции как «формальные» и «несовместимые с состоянием и потребностями пациентов». Они пришли к выводу, что Гиль придерживался универсального подхода, «выполняя одну и ту же операцию большинству пациентов, независимо от жалоб, результатов и показаний.
Синдром пустого носа
В итоге некоторым из прооперированных пациентов позже был поставлен диагноз «синдром пустого носа». Это синдром возникает в ситуации, когда внутренняя полость носа повреждена излишним хирургическим удалением носовых раковин, и может привести к частичной или даже полной инвалидности.
Нос имет важное значение для правильной работы легких и нервной системы. Когда воздух поступает в него слишком легко, без сопротивления в дыхательных путях, мозг интерпретерирует это как проблемы с дыханием. Отсюда главный симптом — постоянное тревожное чувство удушья, недостатка воздуха при вдохе. Это приводит к паническим атакам, сердечно-сосудистым расстройствам, головным болям, хронической гипервентиляции легких.
В медицине эти предположения не оспариваются, хотя профессор Гиль и представил министерской комиссии свой альтернативный подход, согласно которому, открытие носовых пазух «улучшает способность мозга чувствовать воздух». Комиссию этот подход, впрочем, не убедил. Она предложила другое объяснение этой аномальной практики в отделе Зива Гиля: такие операции проводятся быстрее и лучше оплачиваются.
«Береги спину»
В сентябре 2020 года, через несколько месяцев после публикации расследования «Хаарец», доктор Зив Гиль ушел с поста главы отделения – но продолжил работать в больнице «РАМБАМ».
Пока шла проверка минздрава, он воздерживался от операций на носовых пазухах, сосредоточившись вместо этого на других операциях на голове и шее.
В марте 2022 года, когда у минздрава начали появляться первые неутешительные выводы, хирург ушел из больницы «РАМБАМ». С тех пор на своей странице в «Фейсбуке» он активно критикует руководство больницы и в частности, ее директора Михаэля Хальберталя.
Недавно журналисты «ХаАрец» спросили у администрации «РАМБАМа», сообщали ли они о результатах проверок директорам других больниц, в которых Гиль оперировал много лет. Руководство хайфской больницы ответило, что это – работа минздрава.
Зив Гиль до сих пор проводит операции в трех больницах: «Августа Виктория» в Восточном Иерусалиме, в «Больнице Святого семейства» («Итальянская больница») в Назарете и частной клинике «Элиша» в Хайфе.
Источники сообщают, что омбудсмен минздрава, Боаз Лев, был «обеспокоен» этим фактом и даже предупредил об этом директоров «Элиши» и «Итальянской больницы». Те ответили, что практически все операции, которые проводил доктор Гиль, были сложными онкологическими операциями либо операциями головы и шеи – за которые он и получил известность как талантливый хирург.
Гиль также провел четыре операции FESS в «Элише». Но, согласно тем же источникам, у Боаза Лева после беседы с директором больницы доктором Шломи Исраэлитом сложилось впечатление, что Гиль перестанет их делать.
В комментарии «ХаАрец» Исраэлит сказал: «Никто не оспаривает хирургические способности профессора Гиля. Он является одним из лучших специалистов-отоларингологов в стране».
По его словам, в «Элише» доктор Гиль почти не делает операций на носовых пазухах. С другой стороны, он «успешно прооперировал многие случаи рака и принес облечение многим пациентам», добавил Исраэлит.
Пока Гиль обуустраивался среди врачей клиники «Элиша», возникла еще одна проблема. Несколько месяцев назад доктор Таль Маршак, заведующий отделением эндоскопической хирургии носа и придаточных пазух в Медицинском центре Галилеи в Нагарии обратился к Шломи Исраэлиту с жалобой на коллегу.
Маршак работал как в комиссии в больнице «РАМБАМ», проверявшей операции доктора Гиля, так и в комиссии минздрава. И, по его словам, Гиль ему этого не забыл.
Таль Маршак рассказал, что столкнулся с Гилем в «Элише», тот обругал его и пригрозил: «Береги спину: куда бы ты не пошел, я слежу за тобой». Врач воспринял это как угрозу, проинформировал Исраэлита и даже подал жалобу в полицию Хайфы. Та открыла дело, но вскоре закрыла его.
Директор «Элиши» увидел в случившемся двусторонний инцидент, вызвал двоих врачей на встречу и «попросил их уважать достоинство друг друга». На этом разбирательство в клинике закончилось.
В свете своих серьезных выводов, минздрав предпринял необычный шаг. Министерство направило свои материалы в прокуратуру, чтобы та определила, есть ли основания подозревать профессора Гиля в совершении уголовных преступлений.
Если таких подозрений не возникнет, информацию передадут в дисциплинарную комиссию минздрава. Комиссия из двух медиков и представителя прокуратуры рассмотрит материалы и решит, применять ли к нему санкции. Они могут быть разными: предупреждение, выговор, временная приостановка действия медицинской лицензии – или же ее лишение навсегда.
Сам Гиль заявляет, что все происходящее – это месть и попытка «заставить его замолчать». Он утверждает, что к нему часто обращаются за профессиональным заключением для суда пациенты, ставшие инвалидами из-за халатности других врачей, и якобы в этом подоплека происходящего.
«Зив Гиль – всемирно известный специалист в области лечения больных раком головы и шеи, за 20 лет спасший тысячи пациентов от смерти и мучений. Вступив в должность директора отдела, Гиль объявил, что уйдет в отставку через восемь лет, и сделал это ровно в то время, которое он для себя установил. Впоследствии он по собственному желанию ушел из «РАМБАМа» и в последние годы посвятил свое время лечению онкологических больных», - говорится в комментарии, присланном в "ХаАрец" от его имени.
«Следует отметить, что все представленные здесь утверждения можно опровергнуть, и о каких-либо выводах минздрава пока ничего не известно», добавляет Зив Гиль.
Хило Глейзер, «ХаАрец», «Детали». Фото: Хагай Фрид. Фото носит иллюстративный характер и не связано с героями публикации.
The post Скандал: ведущий израильский хирург назначил сотни ненужных операций appeared first on НЭП.
источник »