2018-6-2 08:47 |
Во многих ультраортодоксальных школах родители требуют, чтобы их детям преподавали основные школьные дисциплины — но получают отказ. И спрос на государственно-религиозные школы, в которых есть общеобразовательные предметы, растет. Всем желающим не хватает мест. В том числе из-за препятствий, которые чинят в некоторых местных советах, и безразличия, с которым к этой проблеме относятся в Министерстве образования.
Ожидается, что не менее чем 250-ти детям будет отказано в учебе в таких школах в ближайшем учебном году. Родители начали объединяться в группы, которые добиваются увеличения числа мест в системе государственно-религиозного образования — однако многим из них все равно придется оставить детей в частных религиозных школах, где общеобразовательные предметы преподают на очень низком уровне, а иногда и вовсе не уделяют им времени. Этим родителям к тому же приходится выдерживать давление со стороны своей закрытой общины, и они обвиняют Минпрос в бездействии. «Само государство препятствует экономической интеграции ультраортодоксов», — сказал один из них.
Идея создать государственные ультраортодоксальные школы принадлежала бывшему министру образования Шаю Пирону («Еш атид»), который хотел таким обходным маневром победить ультраортодоксов в борьбе за обязательное преподавание математики и английского. В этих школах их преподают все дисциплины в полном объеме, и школьную программу контролирует Минпрос, в то время как в частных религиозных школах программа составляется на усмотрение духовных лидеров.
По данным Министерства образования, в этом учебном году (2017/2018) в 43 государственных религиозных школах учатся 5652 детей. В прошлом году таких школ было 36, и учились в них только 4675 детей. Информацию о том, каким будет положение в следующем году, из Минпроса не передали, но из разговоров с чиновниками выяснилось, например, что в Иерусалиме родителям 150-ти детей, которые должны идти в первый класс, ответили, что школы уже заполнены. В Иерусалиме сегодня действуют три начальные государственно-религиозные школы для девочек, одна средняя школа для девочек и средние школы для мальчиков.
В Петах-Тикве и Бней-Браке есть списки примерно на 70 школьников, родители которых просили записать их в государственные школы для ультраортодоксов. Дополнительные группы сейчас формируются также в Бат-Яме, Холоне и других городах, в том числе и тех, где ультраортодоксы составляют большинство населения — таких, как Модиин-Илит и Бейтар. В Министерстве образования подтверждают, что речь идет о масштабах, «требующих принятия срочных организационных мер». Составляют списки в том числе и потому, что в отделе Минпроса, занимающемся вопросами государственного ортодоксально-религиозного образования просят предъявить списки родителей, заинтересованных в открытии новой школы, чтобы выбрать, где именно требуются такие школы в первую очередь.
Иерусалимский общественный активист Итамар Каэ занимался исследованием этого вопроса и выявил около 120 семей по всей стране, которые заинтересованы в создании новых государственных религиозных образовательных заведений по месту их жительства. Он говорит, что таких ортодоксов на самом деле гораздо больше, но многие предпочитают не раскрывать своих данных пока процесс не начнется. «Мир меняется, люди понимают, что можно остаться религиозным, но в то же время работать, — говорит он. — И в этом мире ты хочешь, чтобы у твоего ребенка были все возможности».
Закон об обязательном образовании возлагает ответственность на государство и местные власти. Иногда этот дуализм приводит к тому, что ведомства начинают перекладывать ответственность друг на друга. В органах местной власти говорят, что их отделы образования уже обращались в Минпрос с просьбами открыть новые школы. Министерство имеет возможность поощрить их, например, приняв участие в финансировании строительства школ.
Ор Кашти, «ХаАрец«
источник »