2019-8-18 15:16 |
Кажется, будто это было давным-давно – когда казалось, будто у каждого в кармане есть телефон «Нокиа» и все хотели только его. Еще 10 лет назад эта финская компания контролировала рынок мобильных телефонов в Израиле. Но потом смартфоны уничтожили ее, быстро и болезненно – во всем мире, и в Израиле тоже.
А в 2019 году на рынке Израиля новый лидер – южнокорейская «Самсунг», которая за последние несколько лет заметно оторвалась от конкурентов. По данным исследовательской фирмы GFK, на которую ссылается в своих отчетах компания-импортер Sunny, «Самсунг» в 2018 году заняли 47.5% рынка мобильных телефонов в Израиле. А в первой половине 2019 года их доля оказалась еще больше – 51%. Речь тут идет только о продажах в магазинах и интернете, но не у операторов сотовой связи – однако можно предположить, что и там складывается похожая картина.
var truvidScript = document.createElement('script'); truvidScript.async = true; truvidScript.setAttribute('data-cfasync','false'); truvidScript.type = 'text/javascript'; truvidScript.src = '//stg.truvidplayer.com/index.php?sub_user_id=567&widget_id=2529&playlist_id=1915&m=a&cb=' + (Math.random() * 10000000000000000); var currentScript = document.currentScript || document.scripts[document.scripts.length - 1]; currentScript.parentNode.insertBefore(truvidScript, currentScript.nextSibling);
Для сравнения, аппараты Apple в 2018 году удержали 18.1% рынка, «Xiaomi» - 16.4%. Больше 50% рынка какой-либо страны (и 70% всех систем «андроид») – это очень много даже по меркам «Самсунга», который занимает сейчас 20.8% мирового рынка.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });Как этой фирме удалось добиться такого преимущества? Вот несколько факторов.
До «революции смартфонов», которая началась в 2007 году, доля «Самсунга» в Израиле была невелика. Но «Galaxy-S», который был поставлен в Израиль в 2010 году, и «Galaxy S2» в 2011-м оказались способны дать конкурентный бой «Айфону». В те годы сотовые компании связывали пакеты мобильной связи с продажами телефонов (что было запрещено только в 2013 году), ключ к рынку был в руках сотовых компаний, и в «Самсунг» поняли, как этим воспользоваться. Компания согласилась покрыть большие расходы операторов сотовой связи на маркетинг своих телефонов в точках продаж. Это, вместе со стимулами продавцам, позволило уже тогда занять значительную долю рынка, наряду с Iphone.
Качество телефонов – важный фактор. Но не первостатейный. Важнее то, что на протяжении многих лет «Самсунг» вкладывает миллионы шекелей в рекламу в газетах, на ТВ, придорожных щитах, спонсирование мероприятий. В списке стимулов для продавцов могут значится даже зарубежные поездки. Все компании используют такие методы, но «Самсунг» была готова тратить больше других. А со временем, как считают эксперты, стало сказываться еще и «стадное чувство», в определенной степени характерное для потребителей: большинство гонится за «героем рынка», будь то пылесос Dyson, кофемашина Nespresso или телефон Samsung. Через некоторое время появится новый герой – и все устремятся за ним.
Помогли и неудачи конкурентов. Ожидалось, что конкуренцию «Самсунгу» может составить другой производитель «андроидов» - LG. Его тоже продвигали в своих филиалах компании сотовой связи. Бренд узнаваемый, с сильным экономическим потенциалом, в 2015 году он сравнялся по доле рынка с «Самсунгом» - по 26%. Но в том же году LG выпустила аппарат G4, в котором обнаружилась неисправность, известная как Bootloop: аппараты зацикливались на перезагрузках, становились нестабильными или неработоспособными. Проблема проявилась и в некоторых других моделях. В Израиле от нее пострадали 200 тысяч клиентов, LG к тому же медленно устранял неполадку, и бренду был нанесен ущерб, от которого он не оправился по сей день. Если бы не эта неполадка – ситуация на рынке сейчас была бы совсем иной.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });А на мировом рынке главным конкурентом Samsung считается Huawei. В 2018 году эта фирма занимала третье место в мире по объему продаж смартфонов. Но в Израиле его доля мизерна, хотя он пришел в страну еще в 2013 году, к тому же с многомиллионными инвестициями в местный маркетинг. Но им не повезло дважды. Сначала их импортера, компанию Alpha Telecom, купила Электра, вскоре между ними начался спор, и продажи были в 2018 году заморожены. Huawei сменил импортера – но тут, в рамках китайско-американской торговой войны, Google отключил китайские телефоны от своих сервисов и от приложения Google Play, что вновь убило его продажи в Израиле.
А вот угрозу со стороны Xiaomi в Samsung заметили слишком поздно – когда этот китайский производитель уже занял третье место по объему продаж в Израиле. Зато отреагировали эффективно, и с начала 2019 года тоже вторглись в сегмент дешевых устройств с «Серией А», предложив прекрасно выглядящие аппараты по ценам от 600 до 1400 шекелей. Именно это стало ключевым фактором, позволившим «Самсунгу» вырасти до 51% рынка. Хотя для компании эта ситуация не идеальна, потому что и доход с дешевых устройств намного меньше, чем с моделей премиум-класса.
В итоге сложилась ситуация, когда прочие марки, помимо упомянутых выше – например, Sony или HTC – вообще практически отсутствуют на рынке, а компании, как Oppo, например, хотя и занимают значительные позиции на мировом рынке (8.1%), в Израиль вообще не пришли. И, по мнению экспертов, сейчас израильтяне просто не имеют реальных альтернатив аппаратам «Самсунг».
В 2017 году налог на сотовые телефоны был отменен. Стремясь покрыть дефицит бюджета, новое правительство может его вернуть. Это приведет не только к росту цен, но, возможно, и создаст другую рыночную динамику. А пока что в Израиле «Самсунг» конкурирует с… «Самсунгом». Точнее говоря, спорят между собой несколько импортеров этих аппаратов. Пока их цены вполне привлекательны и обоснованы, хотя в целом такое доминирование одной фирмы на полках магазинов, без должной конкуренции, не сулит потребителю ничего хорошего.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); });Саги Коэн, TheMarker. Фото: Илан Асаяг