2019-6-18 14:00 |
Буквально через час после назначения на должность министра транспорта, Бацалель Смотрич занялся вопросом закрытия аэропорта Сде-Дов в Тель-Авиве. Направившись в палатку к жителям Эйлата, во главе с мэром города, протестующим против закрытия аэропорта возле резиденции премьер-министра, Смотрич заявил, что необходимо приложить все усилия, чтобы аэропорт не закрылся 1-го июля.
Смотричу на посту министра транспорта необходимо решать много не менее важных и срочных проблем. И это его заявление лишний раз отражает то давление, которое оказывается на Нетаниягу. От премьера добиваются распоряжение об очередной отсрочке закрытия аэропорта.
Аэропорт Сде-Дов должен был прекратить свою деятельность еще в 2012 году, но его закрытие откладывалось раз за разом, пока Высший суд справедливости не установил окончательную дату – 1 июля 2019 года. На это раз всем ясно, что если Нетаниягу все-таки примет решение отсрочить закрытие аэропорта, то это будет означать, что он уже не закроется никогда.
Нет никаких сомнений в том, что если бы у премьер-министра была хоть какая-то возможность не закрывать Сде-Дов, он бы уже давно ей воспользовался. Накануне очередных выборов и приближающихся слушаний ему вовсе не нужна эта головная боль, но стоимость подобного решения составляет от 12 до 18 млрд. шекелей. Это не та сумма, которой можно с легкостью пожертвовать, тем более в условиях растущего бюджетного дефицита.
70 процентов площади аэропорта принадлежит государству. После закрытия аэропорта на его месте планируется строительство 16 000 единиц жилья, еще 14.000 единиц жилья планируется построить севернее, до границы с Герцлией. До сих пор на этом участке не велось строительство из-за расположения аэропорта. В результате продажи квартир в казну государство должно поступить 12 млрд. шекелей, причем, часть этой суммы, порядка 5 млрд, должна пойти на финансирование проекта передислокации военных баз из центра страны на юг. Если аэропорт не будет закрыт, то министерству финансов придется отыскивать бюджетные источники для финансирования проекта.
В 2007 году государство подписало соглашение с частными владельцами 30 процентов площади, занимаемой аэропортом, в рамках которого государство получило 50 процентов их прав на строительство и освобождение от уплаты арендной платы. Взамен государство взяло на себя обязательство закрыть аэропорт и начать планирование строительства на его площади жилого микрорайона. Если аэропорт не будет закрыт 1-го июля, то владельцы участков потребуют от государства вернуть им права на строительство, стоимость которых составляет сегодня порядка 4 млрд. шекелей, а также потребуют выплатить им арендную плату за использование земли с 2000 года — еще 1 млрд. шекелей. Также владельцы участков намерены заявить, что государство незаконно заняло их территорию, и подать иск в размере 4 млрд. шекелей.
Закон «Сде-Дов» был принят в апреле 2017 года, чтобы позволить гражданскому аэропорту действовать до тех пор, пока действует военный аэродром. Это было сделано после того, как Высший суд справедливости отклонил просьбу государства в очередной раз перенести дату прекращения полетов гражданской авиации. Депутаты Смотрич и Шмули сумели организовать утверждение закона, позволяющего обойти решение БАГАЦа и предоставляющего гражданской авиации возможность пользоваться аэропортом до тех пор, пока там находятся военные. Но теперь армия заявила, что у нее нет никаких причин оставаться после 1-го июля в Сде Дов и, более того, армии нужны 5 млрд. шекелей на передислокацию на юг.
На данном этапе решать должен премьер-министр. Позиция протестующих против закрытия аэропорта понятна: действительно, закрытие аэропортов Эйлата и Сде-Дов превращает перелет в значительно более сложный. Из Эйлата необходимо ехать в аэропорт им. Рамона, а в центре страны необходимо добираться до аэропорта им. Бен-Гуриона. Не будет ничего удивительного в том, что многие отдыхающие предпочтут лететь из Бен-Гуриона не в Эйлат, а ближнее зарубежье, где отдых еще и дешевле. Для тех, кто летает из Эйлата в центр страны по делам или на лечение, процесс тоже станет намного более сложным.
Все это понятно. Но на другой чаше весов лежат 12 млрд. шекелей, от которых государство должно отказаться, лежит необходимость найти 5 млрд. шекелей на передислокацию военных баз на юг, а также лежит выплата миллиардных неустоек владельцам участков. У Нетаниягу есть две недели, чтобы принять решение.
Юрий Легков, НЭП. К.В. Фото: Алон Рон
источник »