2018-7-16 08:00 |
«Чиновники минздрава не понимают, как мы работаем!» В интервью «Деталям» председатель Ассоциации медицинского туризма Израиля Марк Каценельсон рассказал о пунктах, которые им удалось изъять из финальной редакции законопроекта о регуляции этой сферы. Однако и теперь идеальным его не назовешь.
Этот правительственный законопроект был объединен с аналогичным, подготовленным Мерав Михаэли («Сионистский лагерь»). Комиссия кнессета по труду, соцобеспечению и здравоохранению утвердила его ко второму и третьему чтению.
— Этот закон, по замыслу, должен учитывать интересы как больниц, так и компаний медицинского туризма — пояснил Каценельсон. — И нет никаких сомнений, что он будет принят кнессетом. Но в нем остались пункты, которыми мы недовольны.
— А нужен ли вообще такой закон?
— Закон нужен, но не совсем такой, какой сейчас получился. Закон необходим хотя бы для того, чтобы четко разграничить очереди иностранных больных и израильских граждан. Теперь будет разрешено принимать иностранцев только после трех часов дня, когда заканчивается амбулаторное обслуживание израильских больных. И за этим будут строго следить.
До сих пор эта сфера деятельности была слабо регламентирована. Правда, существовало указание минздрава о том, что больницы не могут принимать, по линии медицинского туризма, больше 5% пациентов от общего числа больных. Однако их число и так не превышало и 2.5%, даже в годы, когда поток туристов был рекордным.
— Первоначальная версия законопроекта содержала требование к компаниям медицинского туризма раскрывать данные о своей прибыли. Почему это вызвало возражения вашей Ассоциации?
— Да, это была самая большая наша проблема. Минздрав настаивал на том, чтобы мы раскрывали прибыль, чтобы зарабатывали на туризме столько, сколько сам минзрав считает допустимым. Чиновники минздрава утверждали, что мы работаем, как обычные посредники, соответственно, должны и комиссионные получать, как посредники. Чем продемонстрировали, что они совершенно не понимают специфики нашей работы. Но нам удалось объяснить депутатам, заседающим в комиссии по труду, соцобеспечению и здравоохранению, каковы в действительности наши функции. И они единогласно – и депутаты от коалиции, и представители оппозиции — проголосовали за исключение этого пункт из текста закона. Компании медицинского туризма вправе взимать за свои услуги столько, сколько сами сочтут нужным. Это основа свободной рыночной экономики. То, что удалось исключить этот параграф — наше большое достижение, которым я горжусь.
— Исключено также требование к израильским больницам, чтобы они обслуживали иностранных пациентов по тем же ценам, что и израильтян.
— Да, его тоже отменили. Такое предложение выдвинули депутаты из «Сионисткого лагеря», но это невозможно в принципе. Работа с иностранными гражданами требует значительно больших затрат времени и усилий, чем с израильскими. Местные пациенты сразу приносят документы, на которые врач может положиться – результаты проверок, анализов, истории болезни, сделанные израильскими врачами. А с иностранцами приходится работать, что называется, с чистого листа. Да и сами расценки на обслуживание израильтян у нас такие, что больницы едва сводят концы с концами — только заработок на медтуризме дает им возможность хоть как-то поправить финансовое состояние.
— Остались ли в законе положения, которые вас по-прежнему не устраивают?
— У нас было три требования. Первое: сохранить фирмам медицинского туризма финансовую независимость — и этого мы добились.
Второе: мы требовали перевести работу компаний медицинского туризма на профессиональный уровень. То есть чтобы в компаниях была упорядоченная система «ведения» пациентов; чтобы документы переводились на родной язык пациентов; чтобы они придерживались целого ряда других профессиональных требований — в том числе занимались бы пациентом и до его приезда в Израиль, и во время пребывания в нашей стране, и даже после его отъезда. Потому что порой пациенты жалуются, что после их отъезда, когда деньги уплачены, на них перестают обращать внимание.
Мы хотели ввести это в закон, в качестве этической нормы. Но минздрав не принял наши предложения, хотя все депутаты и главврачи больниц были с ними согласны.
Минздрав сослался что на то, что создание такой профессии, как «медицинский посредник» — слишком длительный и трудный процесс. И депутаты проголосовали — я думаю, что под нажимом минздрава — за возможность выдачи лицензии на занятия медицинским туризмом всем, кому угодно, за исключением лиц с криминальным прошлым. То есть по-прежнему для работы в этой сфере не будут требовать никаких профессиональных навыков и знаний.
Тут было еще один нюанс. Мы хотели, чтобы в каждой компании медицинского туризма обязательно был директор по медицинским вопросам. Этот пост должен занимать врач, который изучает документы больного, советуется с профильными специалистами о том, какие проверки и процедуры нужно сделать, и указывает, какие процедуры следует сделать еще до приезда. Медицинский директор должен вести пациента во время его пребывания в Израиле, чтобы обеспечивать профессиональное обслуживание. Де-факто, во многих компаниях такие работники есть, но некоторые стремятся на этом сэкономить. Мы просили, чтобы такая должность была предписана законом. Но минздрав этого не захотел принимать.
И третье — есть пункт Закона, с которым мы не согласны и будем продолжать его оспаривать. Это – составление планов лечения. До сих пор планы лечения писали мы сами, в фирмах по медтуризму, совместно с медицинскими директорами и врачами, с которыми работаем. Сейчас же минздрав перевел ответственность за написание планов на медицинские учреждения, в которых работают свыше пяти человек.
Так возникает абсурдная бюрократическая ситуация. Например, после консультации у частных врачей — кардиолога и эндокринолога — надо сделать анализ крови. Мы его делаем в больнице, где работают больше пяти медиков. И теперь уже план полного лечения больного должна будет написать больница, в которой просто сделали анализ крови? Мы думаем, что минздрав просто не понял своей ошибки — однако, к сожалению, мы не смогли объяснить депутатам всю нелепость этой ситуации.
Мне кажется, что подобная позиция минздрава отражает проблемы всей израильской системы управления, а не только медиционской отрасли. Все стремятся как можно быстрее провести закон и отчитаться. И это — вместо того, чтобы пойти более сложным путем стратегического развития этой отрасли, планирования на многие годы вперед, обеспечения притока средств в медицинские учреждения страны. Сделать компании медицинского туризма по-настоящему профессиональными, подчиняющимися строгим этическим нормам — это было бы стратегическим решением. Тогда они смогут несли ответственность за своих пациентов, и помогать больницам и врачам. А этот пункт лишь возлагает дополнительную бюрократическую нагрузку на медицинские учреждения.
Была еще в законе идея штрафовать фирмы, в размере до 50 тысяч шекелей, за неправомочные действия. Нам удалось эти штрафы отменить. Но будет создан независимый контрольный орган, состоящий из трех человек – отставного судьи, врача и представителя Ассоциации медицинского туризма — который будет рассматривать все жалобы и передавать свои выводы и рекомендации генеральному директору министерства здравоохранения, для принятия конкретных решений.
Лев Малинский, «Детали».
источник »