2019-2-18 13:15 |
Заместитель министра здравоохранения Яаков Лицман был допрошен в полиции по подозрениям в попытках повлиять на выводы психиатрической экспертизы Малки Лайфер, обвиняемой в педофилии. Напомним, что Лейфер сбежала в Израиль из Австралии, которая давно требует ее экстрадиции. Это – лишь один из случаев в политической карьере Лицмана, который еще раз подчеркивает, как тот раз за разом игнорирует правовые нормы и общепринятые правила. Вместе с тем, до сих пор Лицман получал снисходительное отношение со стороны правоохранительных органов, которые просто не знают, как поступать с депутатом Кнессета и заместителем министра, который попросту отказывается действовать в соответствии с буквой закона.
В минувшем октябре в газете TheMarker было опубликовано расследование, обратившее внимание на конфликт интересов, имеющийся в связях Лицмана с газетой «Ха-Модиа», а также в назначениях родственников и приближенных замминистра на ключевые должности в министерстве здравоохранения. Несмотря на то, что конфликт интересов в случае Лицмана широко известен, он никогда не подписывал соответствующего документа, как это требуется от министров и их заместителей. Министерство юстиции, в свою очередь, не хочет заниматься этим делом, чем потворствует проблематичному поведению Лицмана. Кроме того, стало известно, что многочисленные просьбы получить информацию о встречах Лицмана с гендиректором газеты «Ха-Модиа» Элазаром Кноффером не были удовлетворены. Канцелярия Лицмана хранила при этом гордое молчание, нарушая тем самым закон о свободе информации.
Мы решили проверить, что изменилось за месяцы, прошедшие со дня публикации статьи в TheMarker, и, как выяснилось – изменилось очень немногое. Нынешний срок Лицмана на посту в Минздраве завершится через несколько недель, однако документ о конфликте интересов он не подписал до сих пор. График его встреч также не был опубликован по сегодняшний день, что, по всей видимости, вступает в противоречие с требованиями закона о свободе информации.
Здесь следует пояснить, что интересно во встречах Лицмана и Кноффера. В октябре 2017 года был опубликован дневник встреч Лицмана, по просьбе одной из общественных организаций. График встреч касался только периода между 2015-2016 годами, но и там бросался в глаза интересный факт: на протяжении полутора лет Лицман провел не менее 10 встреч с Кноффером в здании Минздрава, и все они проходили без ведения протокола. Фактически, количество встреч с Кноффером превзошло количество встреч Лицмана с прочими редакторами израильских СМИ вместе взятыми.
Связь между Лицманом и газетой «Ха-Модиа» является очень важным элементом, чье значение даже выходит за рамки ультраортодоксального общества и оказывает влияние на более широкие круги. Лицман не раз помогал газете, возражая против принятия законодательных актов, которые могли отрицательно повлиять на размещение рекламы в печатной прессе, например – против закона, запрещающего скрытую рекламу.
Кроме того, в расследовании Второго телеканала выяснилось, что один из ведущих журналистов газеты «Ха-Модиа» Яаков Райниц выступает в качестве «махера», который организовывает встречи с Лицманом и руководителями Минздрава – за наличные. Встречи, за которые были заплачены деньги, проходили, однако Лицман и высокопоставленные лица в министерстве здравоохранения утверждали, что не знали о том, что за аудиенцию с ними были уплачены деньги. Сам Лицман пояснил, что его «дверь всегда открыта для любого человека».
Дневник министра от 2015-16 годов отмечает многочисленные встречи между Лицманом и Кноффером, но на этом информация прерывается. Сколько раз они встречались с тех пор? Эти данные Лицман отказывается раскрыть по сей день, несмотря на несколько требований сделать это в рамках закона о свободе информации. А также несмотря на то, что в министерстве юстиции признали – своим отказом министр вступает в противоречие с буквой закона. Кстати говоря, в июне 2018 года Минздрав сообщил, что полный дневник министра будет опубликован «в течение нескольких дней», однако этого так и не произошло.
Таким образом, Лицман в открытую не выполняет требования закона о прозрачности информации, отказываясь придать гласности свою связь с газетой «Ха-Модиа». Какие санкции может применить к нему Минюст? Единственной санкцией, как выясняется, может стать публикация имени министра и название министерства на специальной странице в интернете, где указываются данные о государственных учреждениях, не выполняющих распоряжения о прозрачности информации. Иными словами – практически полное отсутствие сколько-нибудь серьезного наказания.
По словам руководителя НКО «За продвижение демократии в Израиле» Шаби Гантио, «закон о прозрачности информации не предусматривает практически никаких серьезных санкций против его нарушителей, и эта история – прекрасный тому пример. Скорее всего, нам придется обратиться в судебные инстанции против заместителя министра Лицмана и его канцелярии. До тех пор, пока нарушители закона не заплатят штрафы из своего кармана за нарушение закона, все продолжат отмахиваться от его требований».
После публикации в газете TheMarker, адвокат Эльад Манн, юридический советник НКО «Хацлаха», вновь обратился в министерство юстиции с требованием обязать Лицмана подписать документ о конфликте интересов. На минувшей неделе, почти четыре года спустя после начала работы Лицмана в Минздраве и за несколько недель до ее завершения, адвокат Манн получил ответ, что «черновик документа о конфликте интересов, основанный на сведениях, сообщенных заместителем министра 14 января 2019 года, был составлен и передан ему для комментариев. Мы известим вас, когда документ будет окончательно утвержден».
В конечном итоге, только сейчас, десять лет спустя после того, как Лицман впервые занял должность заместителя министра здравоохранения, и почти четыре года спустя после первого обращения адвоката Манна в министерство юстиции, Лицман удосужился составить черновик документа о конфликте интересов. «Завершение работы над редактурой документа идет только сейчас, перед окончанием второго срока Лицмана в Минздраве, когда многочисленные конфликты интересов, касающиеся его самого и его приближенных, широко известны, и только подчеркивают скандальность ситуации, – подводит итоги Манн. — Составление такого документа должно стать обязательным сразу же после назначения на должность, по инициативе министерства юстиции, а не годы спустя, после бесконечных обращений и журналистских расследований, которые обрисовали всю серьезность ситуации».
Из канцелярии Лицмана сообщили: «В полном противоречии с тем, что утверждается в статье, заместитель министра отчитывается каждый год госконтролеру по поводу возможных конфликтов интересов. Последнее соглашение такого рода находится под контролем канцелярии госконтролера и работа над ним почти закончена. Кроме того, дневник заместителя министра Лицмана был обнародован и даже опубликован в СМИ».
Рони Линдер, «ХаАрец», И.М. К.В.
Фото: Моти Мильрод
источник »