2019-12-5 08:00 |
В минувшем августе появились сообщения, что миллиардер Тедди Саги и его семья покинули Израиль. Это объяснялось тем, что бизнесмен захотел быть поближе к своим делам в Лондоне. Тогда же стало известно, что жена и дети Саги пока что остановились на Кипре, и воссоединятся с отцом семейства в Великобритании несколько позже.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_video"); });Тедди Саги действительно ведет в Лондоне разнообразные дела – в частности, он активно приобретает недвижимость. Недавно стал единоличным владельцем рынка "Кадмен-маркет" и вложил в его развитие сотни миллионов фунтов стерлингов. Разумеется, можно понять, что бизнесмену хочется находиться поближе к месту своих основных инвестиций. Однако выбранное им для этого время – десять лет спустя после переезда в Израиль – наводит на мысль, что его возвращение в Лондон связано с истечением налоговых льгот в нашей стране.
В начале 2017 года исполнилось 10 лет с тех пор, как вступила в силу реформа, освобождающая новых репатриантов и возвращающихся граждан от необходимости докладывать о своих доходах в налоговое управление. Тогда же был определен срок этой льготы – 10 лет. В течение этого времени от необходимости декларирования освобождались и зарубежные доходы новых репатриантов. Для возвращающихся граждан срок действия этой льготы составил 5 лет.
В налоговом управлении опасаются, что эта льгота может быть использована богатыми евреями из разных стран исключительно для уклонения для уплаты налогов. Эти люди могут приехать в Израиль, получить статус нового репатрианта, а спустя десять лет, вместо того, чтобы заполнить первую налоговую декларацию, вернуться в страну исхода, забрав с собой все свои деньги.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });Авторы реформы исходили из того, что десять лет – достаточный срок для бизнесмена, чтобы освоиться в Израиле, пустить здесь корни и начать платить налоги. На практике вышло иначе.
Утвержденная в 2007 году реформа ассоциируется прежде всего с именем голливудского продюсера Арнона Мильчена. Он проходит по "делу 1000", по которому премьер-министру Биньямину Нетаниягу выдвинуто обвинение в злоупотреблении служебным положением. Мильчен пытался добиться продления срока указанной льготы с 10-ти до 20-ти лет, но потерпел провал. Срок его собственной льготы истек в нынешнем году.
Можно предположить, что сейчас Мильчен уже не считается жителем Израиля, и потому не обязан отчитываться перед местным налоговым управлением. Представители голливудского продюсера отказались давать комментарии в этой связи.
Миллиардеры Тедди Саги, Шауль Шани и Рут Парасоль, получившие статус новых репатриантов и воспользовавшиеся льготой, тоже покинули Израиль, как только пришло время сообщать о своих зарубежных доходах в налоговое управление. Наверняка никто из них не стал бы переезжать в Израиль, если бы не возможность экономить на налогах в течение десяти лет. Все это свидетельствует о крахе утвержденной в 2007 году реформы, которая была призвана удержать преуспевающих бизнесменов в стране.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });Поближе к делам в Лондоне – подальше от налогового управления
Личное состояние Тедди Саги, после того, как он продал принадлежавшие ему акции "Плейтека" – сетевой платформы для азартных игр, исчисляется миллиардами долларов. При получении статуса нового репатрианта он сделал довольно серьезные инвестиции и пожертвования в Израиле. Это способствовало созданию тысяч рабочих мест. Кроме того, Саги уплатил налоги со своих доходов в Израиле. Но его зарубежные прибыли так и остались нетронутыми.
Чтобы понять, о каких суммах идет речь, достаточно одного примера. В мае нынешнего года Саги продал принадлежавшие ему 68 процентов акций компании "Сейф Чардж" за 600 млн. долларов. Налог на такую прибыль может достигнуть нескольких сотен миллионов шекелей. Остается неизвестным, какой налог Саги уплатил с этой сделки, и где и когда он это сделал.
Концерн Тедди Саги сообщил: "Тедди Саги составил свой капитал за пределами Израиля, и практически вся его деловая активность не связана с этой страной. Это касается и большинства его доходов в последнее время. При этом Тедди Саги вложил 1,5 млрд. долларов в израильскую экономику. Это способствовало созданию тысяч рабочих мест. Концерн собирается продолжить свои инвестиции в Израиле".
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); });На крыльях налоговой реформы в Израиль прилетели и другие бизнесмены, сколотившие капитал на азартных играх в интернете, в том числе – Рут Парасоль, основательница компании "Парти гейм". Ее состояние составляет около 1 млрд. долларов. Переехав в Израиль, она поселилась на вилле в Герцлии-Питуах, купленной за несколько десятков миллионов шекелей. По словам информированного источника, Парасоль покинула страну 5 лет спустя после переезда, до истечения срока налоговой льготы.
Шауль Шани, недавно продавший принадлежавшую ему компанию "ECI Телеком", вернулся в Израиль в 2009 году. Сегодня он тоже живет за пределами страны. Его пресс-секретарь сообщил, что Шани покинул Израиль четыре года назад, чтобы быть поближе к своему бизнесу без всякой связи с истечением срока налоговой льготы.
Все сказанное выше не означает, что упомянутые бизнесмены подозреваются в злоупотреблении израильским налоговым законодательством. Однако целью реформы было привлечение богатых людей из-за рубежа на постоянное жительство в Израиль. В этом смысле реформа безусловно потерпела провал.
Освобождение от декларации противоречит международному законодательству
Начиная с 2003 года, граждане Израиля обязаны сообщать в налоговое управление о своих доходах по всему миру. Для того, чтоб избежать двойного налогообложения, власти учитывают размер налогов, уплаченных с прибыли в других странах.
Уже тогда новые репатрианты и вернувшиеся граждане освобождались от уплаты налогов сроком на пять лет и от налогов с капитала – на 10 лет. Но при этом они должны были докладывать о своих доходах в налоговое управление. В 2008 году была принята драматическая поправка к закону, освобождающая зарубежный капитал от необходимости декларирования в Израиле сроком на 10 лет.
Этот шаг вызвал острую критику зарубежных стран. Ведь таким образом Израиль становился самым удобным в мире налоговым убежищем. И вообще, освобождение от необходимости представлять налоговую декларацию никак не согласуется с международным законодательством. Так, например, в Израиль могут проникнуть деньги, добытые преступным путем.
Кроме того, закон представляет обширное пространство для различных уловок. Бизнесмен, источник состояния которого находится в Израиле, может выехать из страны и затем воспользоваться налоговыми льготами, положенными вернувшемуся гражданину. Так, например, Коби Маймон, покинувший Израиль в 2010 году, может вернуться и тогда все его доходы подпадают под действие "закона Мильчена". Он не должен будет представлять налоговую декларацию о своих зарубежных доходах.
Именно поэтому начальник налогового управления Эран Яаков выступает за изменение существующих правил. В соответствии с его предложением, бизнесмен-репатриант, покидающий Израиль через 10 лет, должен будет уплатить налоги за 5 последних лет своего пребывания в стране. Однако политический застой, связанный с отсутствием нового правительства, препятствует продвижению этой инициативы.
Но и после того, как новое правительство будет создано, изменение "закона Мильчена" столкнется с серьезными препятствиями. Против этого будут возражать многие, в том числе, представители министерства абсорбции. А до тех пор преуспевающие бизнесмены будут перемещаться между Израилем и зарубежными странами, чтобы платить как можно меньше налогов – если платить их вообще.
Эфрат Нойман, TheMarker, Б.Е. К.В. На снимке: Арнон Мильчен. Фото: Моти Кимхи
источник »