2019-12-14 10:10 |
На прошлой неделе, когда стал очевиден провал израильских школьников на экзаменах PISA (программа международной оценки учащихся), министерство образования объявило, что будет создана очередная комиссия, которая сделает все возможное, чтобы выяснить, как арабские школьники оказались в нижних строчках рейтинга.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_video"); });Министерство пообещало, что непременно будут рассмотрены такие вопросы, как учебные планы и эффективность распределения ресурсов - области, в которых министерство в течение многих лет игнорировало желания и потребности арабских граждан. И все же дискуссия о разрыве между уровнем подготовки еврейских и арабских школьников будет неполной без анализа ситуации, при которой еврейские школьники из системы государственно-религиозного образования пользуются бюджетным и педагогическим предпочтениями, что делает картину неравенства еще более ужасной.
Пора отменить отдельную систему государственно-религиозного образования
В 2018-19 учебном году были зафиксированы рекордные инвестиции в учащихся государственных религиозных школ: 40.433 шекеля на каждого школьника, что на 29 процентов больше, чем было выделено на ученика в светской израильской школе, и примерно на 65 процентов больше, чем ассигнования на арабского школьника. И это не одноразовое явление.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });В период с 2012 по 2018 год бюджет, выделяемый на религиозных старшеклассников, вырос примерно на 55 процентов, что почти вдвое больше, чем увеличение бюджетов двух других школьных систем. Согласно данным ЦСБ, в религиозных школах на одного учителя приходится 5,2 ученика, а в арабском секторе - 10,4 ученика.
Дискриминация начинается на самых ранних этапах обучения. В начальных школах, - если брать самые слабые в социально-экономическом плане - министерство тратило на религиозного ученика в среднем примерно на 30 процентов больше, чем на арабского ученика. Что касается средних классов, то разрыв был почти один к трем.
Отличия не ограничиваются только объемом финансирования. Система государственных религиозных школ пользуется куда более широкой педагогической независимостью. Эти школы могут отказать в приеме на работу учителю или директору «по религиозным соображениям»; выбросить из программы такие темы, как убийство Ицхака Рабина или права человека и гражданские права; требовать, чтобы учебники соответствовали требованиям этой системы; отделять мальчиков от девочек в старших классах; и предоставить Религиозному совету по образованию, членами которого являются раввины, право вмешиваться в учебный процесс и в назначения на должности, что является нарушением правил, действующих в университетах или колледжах.
Отдельная система религиозного образования - пережиток другой эпохи, но с того момента, когда в 1953 году она была создана в соответствии с законом о государственном образовании, ее существование стало фактом.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });Нет никаких реальных причин ее увековечивать. Никто не будет отрицать права родителей влиять на образование своих детей. Они могут это сделать после того, как дети освоят обязательные основные учебные программы. Это нисколько не помешает любым группам населения воспитывать своих детей на ценностях, которые им дороги.
Сегрегированные школы увеличивают разрыв между учащимися разных групп общества, как путем распределения ресурсов, так и посредством контроля образования, и закрепляют это разделение на всю оставшуюся жизнь. Раздробленность национально-религиозной, а также ультраортодоксальной общин приводит к возникновению не отвечающих стандартам школьных классов, маленьких школ и раздутой системы со множеством льгот и поблажек. Лозунги, которыми разбрасывается министр образования Рафи Перец, а до него – его предшественники, о «предоставления равных возможностей каждому мальчику и девочке», направлены в основном на то, чтобы затушевать реальное положение дел. Каково оно, стало ясно благодаря последним оценками экзамена PISA, показавшими, до какой степени выросло неравенство в системе образования.
Категорическое заявление «сегрегация означает неравенство» относится не только к группе, подвергающейся дискриминации. Оно подчеркивает необходимость принципиального обсуждения деятельности тех, кто эксплуатирует систему в свою пользу. Выравнивание ассигнований и устранение образовательной автономии – лишь первые шаги в этом направлении.
Ор Кашти, «ХаАрец», М.Р. Фото: Томер Аппельбаум