2018-5-15 07:20 |
Вскоре во втором и третьем чтении может быть принят закон, предоставляющий полиции полномочия сразу и быстро получать данные о человеке, позвонившем в ее коммутатор. Тогда как сегодня стражам порядка приходится просить их у компании сотовой связи.
То есть, очевидец, вызвавший полицию, чтобы та урезонила хулиганов или спасла человека, попавшего в беду, уже не сможет сохранить инкогнито. Данные о нем будут храниться в специальной полицейской базе данных, но если их не просмотрят за 14 дней, то сотрут. В полиции говорят: это поможет определять точное местонахождение звонящего по номеру «100». А значит, они смогут быстрее оказать помощь в ситуации, когда счет идет на секунды.
— Но почему полиция вообще должна вносить эти сведения в какую-то базу и хранить у себя? Может быть, кому-то это покажется скучным и малозначительным, но в эпоху тотального нарушения права на частную жизнь, когда все больше данных о нас собираются различными организациями и, в первую очередь, государством — важно очень четко формулировать условия, на которых государство в целом, и полиция в частности, могут собирать о нас все больше сведений, — так прокомментировал «Деталям» эту новую идею адвокат Авнер Пинчук.
Адвокат Пинчук руководит отделом гражданских и политических прав в Ассоциации по защите прав граждан. Он отвечает за вопросы конфиденциальности, и принимал участие в заседании комиссии по законодательству, на которой депутаты выражали сомнения в необходимости формировать такую информационную базу.
— Мне потребовалось немало времени, чтобы разобраться, как это будет работать, — сказал Авнер Пинчук «Деталям». — В тот момент, когда человек позвонит со своего мобильного телефона на этот номер, система «вытащит» из данных оператора мобильной связи его местонахождение, а также и другие данные.
Инициаторы законопроекта объясняют, что это позволит сэкономить драгоценные минуты? Нет спора, что это важно. Но ведь и сегодня есть закон о передаче данных, который был принят кнессетом после продолжительных дебатов около 10 лет назад. И по этому закону полиция имеет право получить все необходимые ей данные о местонахождении человека, причем в экстренных случаях это можно делать даже без распоряжения суда. А когда спешки нет, нужно обратиться за разрешением в суд.
— Помимо полиции, есть еще служба спасения, и пожарная охрана, и скорая помощь… Речь идет и об их коммутаторах тоже?
— Это еще один аспект проблемы. Понятно, что в определенных случаях пожарным или медикам даже важнее, чем полицейским, знать о местонахождении человека. Но законопроект сформулирован так кратко, что оставляет полиции слишком много вариантов того, как потом распорядиться полученными сведениями — помимо того, чтобы предоставить их спасательным службам.
Полиция и министр внутренней безопасности пришли на заседание комиссии, ошибочно полагая, что мы, да и другие организации, подвергающие законопроект критике, в целом выступаем против подобной практики. Министр Эрдан вообще заявил: «Опять это право на конфиденциальность, только об этом вы и думаете!». Но нет — ведь право на частную жизнь и возможность спасти жизнь человека не противоречат друг другу! Эти аспекты нужно рассматривать в комплексе.
Да, технология, которой хотят воспользоваться для обнаружения звонящих в коммутаторы служб экстренной помощи, в определенном смысле, нарушает право на частную жизнь. Но именно эта технология может такое право защитить – надо лишь четко оговорить в законе, как она должна работать. Например, можно сообщить человеку, что его местоположение определили, и гарантировать что данные о нем будут автоматически уничтожены, как только в них исчезнет необходимость.
Важно, как будет на самом деле действовать механизм. Если технология не защитит наше право на частную жизнь, то юридическая защита этого права тоже не будет иметь большого смысла… Есть такой всемирно признанный термин «privacy by design»(проектируемая конфиденциальность), в соответствии с которой защита персональных данных должна стать неотъемлемой частью любой технической инфраструктуры. У нас в стране Министерство юстиции уделяет большое внимание этому вопросу.
— На каком этапе сейчас все находится?
— Когда в комиссию по законодательству вносят такие лаконичные законопроекты, приходится вникать в подробности. Депутаты все еще не располагают информацией в полном объеме. Сейчас, после того, как Минюст и полиция обнародовали свои предложения, депутаты получили возможность изучить все более детально. Далее будут уточняться формулировки этого законопроекта.
Олег Линский, «Детали». Фото: пресс-служба полиции Израиля
источник »