2023-10-29 09:08 |
С момента вступления в должность министр экономики Нир Баркат хочет только одного: отменить закон об обязательном указании цен на продукты питания в магазинах.
Среди законов о защите прав потребителей этот - самый важный. Это закон, который позволяет потребителю легко сравнивать цены как в супермаркете, так и находясь дома - между товарами разных производителей или между разными торговыми сетями. И в итоге – платить меньше за тот же набор товаров.
До войны закон требовал наклеивать ценник на каждый товар, а это именно то, что торговые сети уже 25 лет хотят отменить. Даже Рами Леви, этот «добрый человек», не упускающий случая похвастаться своей любовью к потребителю, в данном случае демонстрирует прямо противоположное: любовь к прибыли. В те времена, когда он еще не таким большим, он выступал за маркировку каждого продукта. Но когда это было?
Уже девять месяцев Нир Баркат ("Ликуд") под давлением торговых сетей пытался отменить закон о маркировке продуктов, но безуспешно. Пока не началась война. Это был его шанс. Вместо того, чтобы заниматься экономическими проблемами, никудышным функционированием вверенного ему министерства и параличом, поразившим экономику, он уже 8 октября, на второй день войны, нашел время отменить обязательную ценовую маркировку товаров, чтобы покупатель, войдя в супермаркет, оказался во власти хаоса. Ценников нет ни на одном товаре, и на полках нет ценников тоже. Бедолаги-потребители вынуждены покупать в супермаркете продукты, не зная, сколько они стоят, пока не дошли до кассы, что позволяет торговым сетям и производителям задирать цены до небес.
Управление защиты прав потребителей, действующее при министерстве экономики, получившее от общественности множество жалоб на повышение цен вследствие отмены ценников, и 15 октября, во время войны, произвело проверку на местах. Проверка показала, что в супермаркетах цены на многие продукты резко выросли - на 30%, а где-то и на все 40%. И как же поступил министр экономики Баркат?
Через генерального директора министерства он приказал Управлению не публиковать отчет о ценах. Вместо этого министерство провело еще одну «проверку», согласно результатам которой никакого повышения цен не было! Этот лживый отчет они передали в СМИ, а отчет о ценах, составленный Управлением защиты прав потребителей, убрали с глаз подальше.
Все это происходило, когда председатель Гистадрута Арнон Бар-Давид попросил Барката разобраться с резким ростом цен в супермаркетах. Нир Баркат ничего такого делать не стал. Он прекрасно знает, почему цены растут. Он прекрасно знает, что один из главных виновников происходящего - он сам.
И в это не вмешиваются ни министр финансов Бецалель Смотрич, ни чиновник минфина Йогев Гердос, курирующий бюджеты. Раньше в министерстве финансов работали серьезные люди, которые пресекали грубые ошибки такого рода. Но Барката трудно убедить в том, что он ошибается - просто потому, что он любит крупных капиталистов. Например, владельцев торговых сетей. А тем в свою очередь очень нравится Баркат, который дал им то, о чем они так долго мечтали, но на протяжении последних 25 лет от прежних министров экономики никак не могли получить.
С тех пор, как около трех недель назад был издан приказ министра не требовать в обязательном порядке указания цен товаров, Управление защиты прав потребителей пытается убедить генерального директора министерства экономики Амнона Мерхава дать ему возможность контролировать указание цен товаров хотя бы на полках, вместо маркировки на самих продуктах. Это хуже, чем было раньше, но лучше, чем теперь. Но Мерхав отказывается, потому что он всего лишь мальчик на побегушках у Барката, а тот делает то, что желают владельцы торговых сетей.
В прошлый четверг из-за сильного давления со стороны общественности и СМИ, а также множества жалоб на рост цен в супермаркетах, опубликованных людьми в Facebook, Баркат был вынужден опубликовать заявление, в котором говорится, что он наконец разрешит выполнять указание Управления по защите прав потребителей - чтобы в супермаркетах на полках стояли ценники. Но на самом деле этого тоже не происходит. Управлении защиты прав потребителей получило от генерального директора противоположное указание: повременить с его исполнением.
Кто знает, может быть владельцы торговых сетей не согласны и с тем, чтобы ценники надо было ставить хотя бы на полки, рядом с продуктами, и именно они определяют, какое решение примет худший в истории министр экономики?
Нехемия Штрасслер, «ХаАрец». Фото: Дан Кейнан
The post Почему растут цены в супермаркетах? Министр знает ответ — но не хочет, чтобы и мы его знали appeared first on НЭП.
источник »