2018-7-23 07:21 |
Для Израиля это попросту исключительное явление: второстепенный, по большому счету, вопрос о поправке к закону о суррогатном материнстве поддерживают десятки, если не сотни компаний, в том числе самые крупные. Да и вообще, таких единодушных общественных протестов в стране не было с 2011 года.
На почту нашей редакции пришло, например, сообщение о том, что родительские права членов ЛГБТ-общины поддерживает группа торговых центров «Офер». Рекламщики, а что это, если не рекламная кампания, использовали игру слов и опубликовали слоган: «Не важно, любишь ли ты Офера или Офру — у каждого есть право на своего маленького Бэмби («офер» в переводе – «оленёнок»).
А еще раньше, с начала прошлой недели, нам присылали, одно за другим, сообщения о поддержке со стороны израильских хай-тек компаний. Все они заявляют, что не будут делать вычетов из зарплат своих сотрудников, которые примут участие в забастовке.
Главная причина – не вопрос о суррогатном материнстве, это лишь повод. Причина же – протест против усиливающегося религиозного засилья.
Кстати говоря, именно хай-тек компания «Найс» еще месяц назад стала застрельщиком давно назревавшего недовольства. 25 июня гендиректор компании заявил, что сотрудники «Найс» прекращают пользоваться услугами авиакомпании «Эль Аль», поскольку та уступила давлению своих ультрарелигиозных пассажиров, отказавшихся сидеть рядом с женщинами во время полета из Нью-Йорка в Тель-Авив.
Но компании «Найс» было несложно выразить протест против дискриминации авиапассажиров по половому признаку: почти все ее клиенты – зарубежные, и потому «Найс» не зависит от внутриполитической обстановки в Израиле.
А вот и еще одно сообщение — о том, как израильские хай-тек фирмы меняют свои профили в социальных сетях, раскрашивая картинки в цвета флага ЛГБТ-сообщества.
Правда, подчеркивается, что эти компании рассчитывают на одобрение своих американских и европейских партнеров. А большинству тех, кто работающих на местный рынок, сложнее. Неслучайно они пуще огня боятся идентифицировать себя как приверженцев того или иного политического направления, ибо справедливо опасаются потерять часть клиентов, придерживающихся других взглядов.
Так что же происходит? Может быть, они почувствовали, что вчерашняя, символично намеченная на день Девятого Ава забастовка выльется в некое подобие протестов, прокатившихся по стране летом 2011-го? И что полезнее будет не сопротивляться, а влиться в протестное движение? Возможно, кому-тоиз них кажется, что имеет смысл демонстративно поддержать клиентов из ЛГБТ-общины, на долю которых, по разным оценкам, приходится 5-10% израильских потребителей? Но как же быть с гораздо более многочисленными потребителями из религиозного сектора?
Нет, компании рассчитывают не на 5-10%, а на большинство – на светских и умеренно религиозных израильтян, протестующих против усиливающегосядень ото дня диктата ультраортодоксов. Последние события в стране свидетельствуют о растущей силе религиозных кругов, пользующихся попустительством правительства Нетаниягу. Это и закон о призыве в армию, и «бои за субботу» в Ашдоде, и сохранение монополии главного раввината на кашрут и организацию свадебных церемоний, и последовательные уступки ультраортодоксам в сфере образования и торговли.
Ведь и захлестнувшие Израиль летом 2011 года общественные протесты начались с невинных, а то и просто курьезных палаток на бульваре Ротшильда. Началось все с протестов против высоких цен на жилье. Но палаточников почти немедленно поддержали сотни тысяч тех, кого квартирный вопрос вовсе не интересовал. Демонстранты требовали не квартир, а общественной справедливости. Требования протестующих быстро множились, и вскоре уже включали в себя снижение дороговизны жизни, уменьшение разницы в доходах, борьбу с коррупционерами и олигархами.
Вовсе не исключено, что и эта забастовка в конечном счете выльется в нечто большее, распространится на гораздо более широкие и важные сферы общественной жизни, на глубинные взаимоотношения государства и религии.
Не станет ли Девятое Ава 2018 года еще одной тяжелой датой для перегнувшего палку ультрарелигиозного сектора, не обернется ли, в конечном счете, потерей их сомнительных завоеваний и прекращением идеологического диктата?
Евгений Весник, «Детали»/Фото: Моти Мильрод.
Использован материал: Сами Перец, «The Marker«, В.П.
источник »