2023-1-2 11:10 |
С 1 января 2023 года пенсионер в Израиле может зарабатывать до 7750 шекелей в месяц, не теряя при этом ни шекеля из пособия по старости. Надбавка в 1000 шекелей, вне всякого сомнения, положительно повлияет на финансовое положение пенсионеров в Израиле, половина из которых — по данным профсоюза пенсионеров — получают только пособие по старости, не имея пенсионных сбережений. Но на этом фоне нельзя не вспомнить о том, что получающий социальную надбавку пенсионер имеет право зарабатывать всего 2479 шекелей в месяц (2902 шекеля на пару), не теряя ни шекеля из социальной надбавки.
Почему не дать самым бедным пенсионерам возможность зарабатывать столько, сколько они могут? Ответ прост: отсутствие сильного лобби. Нет в Израиле силы, готовой отстаивать права наиболее слабых прослоек населения.
В августе 2021 года министр соцобеспечения Меир Коэн договорился с «Битуах леуми» о повышении «дисрегарда» для работающих пенсионеров, которые не получают социальную надбавку. До 2022 года с каждого пенсионера, который зарабатывал более 6 014 шекелей на человека, вычиталось 60% с каждого дополнительного шекеля. Речь идет о пожилых людях так называемого «зависимого возраста» (гиль мутне), когда размер пособия по старости зависит от дополнительных доходов (62-70 для женщин и 67-70 для мужчин).
В 2022 году сумма заработка для одиночки была увеличена до 6750 шекелей, а с 1 января 2023 года — до 7750 шекелей. Другими словами, за год пенсионеры, не получающие социальную надбавку, получили возможность зарабатывать больше на 1 700 шекелей, не теряя ни шекеля из пособия по старости.
Получающие соцнадбавку по-прежнему остались за бортом
Согласно представленной в марте прошлого года информационно-исследовательским центром кнессета информации, почти 481 тысяча пожилых людей, 58 процентов пенсионеров в Израиле, живут исключительно на пособия по старости. В этом году, в результате резкого роста инфляции, размер пособия для одиночки вырастет с 1596 до 1680 шекелей, на пару — с 2398 до 2525 шекелей.
Пособие по старости в Израиле является универсальным и, несмотря на его мизерный размер, очевидно, что государство не может позволить себе его повысить. Уже сегодня в Израиле порядка миллиона пенсионеров, так что речь идет о фантастических суммах, которые еще и будут стремительно расти на фоне старения населения. Кроме того, не стоит забывать и о социальной справедливости, так как сотни тысяч пенсионеров являются обеспеченными людьми и не нуждаются в повышении пособий.
Пенсионерам, не имеющим иных доходов, Служба национального страхования выплачивает надбавку по обеспечению прожиточного минимума, но при этом ограничивает их в размере заработка, пожелай они вернуться на рынок труда.
Пособие по старости с социальной надбавкой для одиночки в возрасте до 70 лет составляет с 1 января 2023 года до 4000 шекелей. На пару составит 6320 шекелей.
В возрасте 70-79 лет пособие по старости с социальной надбавкой для одиночки составляет 4039 шекелей, на пару: 6383 шекелей.
В возрасте 80 лет и старше пособие по старости с социальной надбавкой для одиночки составляет 4078 шекелей, на пару: 6445 шекелей.
Время от времени правительство повышает пенсионерам надбавку по обеспечению прожиточного минимума, поднимая их над чертой бедности. Пошел по этому пути и экс-министр финансов Авигдор Либерман, увеличивший надбавку на 17%. Тем не менее, подобные надбавки никак не решают проблему бедности пенсионеров, не заработавших пенсию, и потому на фоне неспособности правительства увеличить пособия по старости несмотря на постоянный рост дороговизны жизни, в очередной раз возникает вопрос: почему государство не поощряет наиболее нуждающихся пенсионеров вернуться на рынок труда? Нет, оно не запрещает работать, но ограничивает сумму заработка.
Причем сейчас возникал и вовсе абсурдная ситуация: государство идет навстречу более обеспеченным пенсионерам, позволяя им зарабатывать до 7750 шекелей в месяц, но самые бедные могут зарабатывать до 2479 шекелей в месяц на одиночку или 2902 шекелей на пару (данные на 2022 год), а сверх этой суммы каждый заработанный шекель начинает вычитаться (по специальной формуле) из надбавки.
Естественно, что пожилые люди не заинтересованы зарабатывать больше, так как им приходится отдавать государству 60% с каждого дополнительного шекеля. А так как найти работу на 2 500 шекелей непросто, то пенсионеры либо вовсе не работают, либо вынуждены работать по-черному, лишаясь при этом права на социальные выплаты.
Особенно данная проблема актуальна, и это широко известно, для репатриантов. Согласно данным, представленным в 2018 году министерством абсорбции (можно смело предположить, что с тех пор ситуация не изменилась в лучшую сторону), 58% пенсионеров-репатриантов вынуждены продолжать работать по сравнению с 17% среди общего числа пенсионеров. Одной из основных проблем репатриантов является резкое падение доходов после выхода на пенсию — если в среднем доходы пенсионеров в Израиле падают на 30%, то у репатриантов они падают почти на 50%.
Можно понять логику государства, которое не желает платить дополнительные пособия тем, кто может работать. Но учитывая дороговизну жизни в Израиле, дефицит социального жилья и смехотворный размер пособий, подобную логику можно смело считать наследием прошлого.
Почему в 2022 году министр финансов Авигдор Либерма предпочел повысить соцнадбавку на 500 шекелей, но не посчитал нужным повысить «дисрегард», позволив нуждающимся пожилым людям зарабатывать больше? Трудно сказать. Стоимость повышения «дисрегарда» оценивается в 200-300 млн в год, что всего порядка 10% от стоимости увеличения социальной надбавки. При этом десятки тысяч пожилых людей могли бы выйти на рынок труда либо перестать работать «по-черному».
Не стоит забывать, что с заработной платы пенсионеры платят налог. Как подсчитали в министерстве социального равенства, если дать пожилым людям возможность больше зарабатывать, перестав вычитать «излишки» из их пособий, они смогут приносить в казну дополнительно до 1 млрд шекелей в год в качестве налогов.
Людей, которые на склоне лет продолжают трудиться, от года в год становится все больше. Быстрее всего показатель занятости растет среди женщин: например, среди тех, кто разменял уже восьмой десяток, число работающих с 2016 года выросло более чем вдвое. Иначе не хватает на жизнь. Так, может, пора уже пересмотреть подход?
P.S. Случись подобное сколько-то лет назад, мы бы обязательно услышали гневные заявления по данному поводу от русскоязычных депутатов кнессета. Скорее всего, это ничего бы не изменило, да и выступали бы депутаты скорее для пиара, но по крайней мере пенсионерам дали бы почувствовать, что народные избранники о них помнят и вникают в проблемы. Да только где сегодня те русскоязычные депутаты…
Юрий Легков, НЭП. Фото: Борис Беленкин
The post Пенсионеры в Израиле смогут зарабатывать больше, но не те, кто получает социальную надбавку appeared first on НЭП.
источник »