2018-6-7 14:30 |
«Проблема в том, что частные детские сады работают без надзора. Их может открыть любой, кто захочет, не имея при этом ни соответствующего образования, ни профессиональной подготовки», — сказала «Деталям» Наталья Верховская, старший воспитатель детского сада «Журавлик» в Ришон ле-Ционе. Она отвечает и за работу воспитателей и помощников.
С ней, а также с владельцем этого садика Виталием Журавлевым мы говорили после трагедии, случившейся в одном из детсадов Петах-Тиквы. Там погибла годовалая девочка, Ясмин Винета. В убийстве то ли по недосмотру, то ли по злому умыслу обвиняют помощницу воспитательницы — 23-летнюю гражданку Украины, гастарбайтера. К расследованию привлечены также руководители этого дошкольного заведения.
Человеческий фактор
— Все чаще и чаще раздаются призывы закрыть частные детсады, во избежание таких трагедий….
— Разговоры о необходимости закрыть частные детсады идут давно. Как минимум, в последние два года эта тема не сходит с повестки дня, — говорит Наталья Верховская. — И проблема, действительно, в отсутствии надзора. Их может открыть любой, кто захочет, да и коллектив, как правило, набирается из случайных людей – без образования, без профессиональных навыков в этой сфере…
— Наличие образования еще не гарантирует, что человек, работающий с детьми, будет вести себя адекватно…
— Ни одна лицензия, ни один диплом, ни одно удостоверение о прохождении курсов не может этого гарантировать. Владельцы сами должны строго следить за тем, что у них происходит внутри.
— Получить лицензию на открытие детсада несложно?
— Большинство частных садов в Израиле работают вообке без лицензии.
— Какие меры, по-вашему, необходимо принять, чтобы исключить подобные инциденты в будущем?
— Очень много зависит от того, кому доверяют работу с детьми. Мы, принимая человека на работу, тщательно его проверяем, это не просто собеседование, а от месяца до двух испытательного срока, в течение которого внимательно за ним наблюдают: как он себя ведет? как обращается с детьми? позитивен ли он, адекватен ли? как реагирует на нештатные ситуации? каков он сам по себе, как человек, какими личностными качествами обладает? И только потом решаем, подходит он нам или нет. Обязательно учитывается опыт работы с детьми, нам это очень важно. Ведь этот человек находится по десять-двенадцать часов наедине с детьми — не с одним-двумя, а с целой группой…
— Сколько человек смотрят за каждой возрастной подгруппой?
— Воспитатель, который работает с группой, няня, а также помощница по хозяйству, которая занимается кухней, посудой, порядком, приготовлением пищи.
— О статусе частных садов. Некоторые работают сами по себе, без надзора, а другие подконтрольны министерству просвещения, как эти категории делятся?
— Подконтрольны субсидированные детские учреждения, где ребенок может находиться до пяти лет, а затем уже переходит в государственные детсады – «ган хова» — где уже детей готовят к школе. Нас же никто не субсидирует и никто не контролирует, у нас дети находятся до возраста трех, трех с половиной лет, после чего переводятся в муниципальные детсады.
— За это время, что существует «Журавлик», вас кто-нибудь проверял?
— Никто.
— Что же делать, если отсутствует надзор?
— Это большая проблема, я с вами согласна. У нас пока камеры не были установлены, только для каждого возраста созданы каналы для родителей в мессенджере Whats App. Ежедневно туда выкладываются фотографии, видео с занятий, с кружков, с прогулок, с обедов, то есть родители все же видят процесс – ну, и любой может заглянуть в течение дня, проверить, как обстоят дела.
— Случай в Петах-Тикве, к сожалению, бросит тень и на другие частные сады, на репутацию тех, кто работает без нареканий… Многие пострадают от этого?
— Скорее всего это случится: начнут принимать меры, и нам достанется «за компанию».
— Тогда на что же надо делать упор?
— На человеческий фактор. Иначе никакие проверки и никакой надзор не спасет от того, что произошло в Петах-Тикве.
Помогут ли камеры
Некоторое время назад министр социального обеспечения Хаим Кац поручил сотрудникам своего министерства обеспечить камерами видеонаблюдения все 2200 яслей и детских садов, в которых сегодня находятся около 105 тысяч малышей. Усилить надзор решили именно после обнародованных случаев насилия над теми, кто не может ответить: самыми пожилыми или самыми маленькими: даже когда подобное выявляется, и полиция открывает дела, то в подавляющем большинстве случаев виновные уходят от ответственности, из-за недостатка улик против них.
Впрочем, поручения министров в Израиле исполняются медленно, а этому еще и противодействует профсоюз нянечек.
— Согласны ли вы с тем, что видеокамеры необходимы, должны работали в режиме онлайн и родители могли бы в любой момент видеть, что происходит с их детьми? – с этим вопросом мы обратились к владельцу сада «Журавлик» Виталию Журавлеву.
— Камеры, безусловно, нужны. Мы сейчас у себя в садике тоже заняты их установкой, подключим в самое ближайшее время. Помещение у нас небольшое, и те восемь камер, которые мы монтируем, захватят все помещение. Но камеры нужны для внутреннего пользования. А непрерывная трансляция и для родителей мне не кажется хорошей идеей.
— Почему?
— По многим причинам. Включая психологические: не думаю, что воспитатели будут чувствовать себя в своей тарелке, зная, что за ними непрерывно наблюдают сорок пар глаз. Наверняка же кто-то из родителей тогда захочет во время рабочего дня позвонить в садик, чтобы сделать замечание воспитателю или обратить внимание на какой-то промах нянечки, которая, например, не так застегнула ремешок на туфельке у ребенка. Тогда мы вообще работать не сможем, и уже через день-два воспитательницы и нянечки будут либо отвечать на телефонные звонки целый день, либо стараться не попадать в поле зрения видеокамер. Эффективность их работы будет сведена к минимуму.
— Зачем же тогда видеокамеры для внутреннего пользования?
— Во избежание спорных моментов и несчастных случаев, подобных тому, который произошел в Петах-Тикве. Даже самый опытный воспитатель может в какой-то момент «зевнуть», а малыш может упасть, удариться или поцарапался. Тогда потребуется объяснение, почему это произошло, и мы сможем разобраться в причинах сами и объяснить все родителям. Потому я считаю, что всем владельцам частных детсадов надо вменить в обязанность установку видеокамер, которые работали бы постоянно во время рабочего дня.
— Но как же сохранить человеческий фактор в… человеке?
— Создать ему условия труда, при которых он не будет нервничать, психовать и срываться на детях. А еще платить надо людям, как того требует закон, а не экономить за счет гастарбайтеров. В самих же садиках — не перегружать группы. Ответственность должна лежать и на владельцах детсадов. Они должны всегда находиться в пределах досягаемости и моментально добраться до места работы, если, не дай Бог, что-то случилось.
Марк Котлярский, «Детали». Фотография Andrei Firtich, FreeImages.com