О несуществующем пенсионном стандарте

О несуществующем пенсионном стандарте
фото показано с : nep.co.il

2019-7-3 10:42

В последнее время в партии НДИ не раз заявляли, что будут настаивать на том, чтобы в Израиле, как в большинстве стран OECD, минимальная пенсия составляла 70% от минимальной заработной платы. Более того, речь даже шла о существующем в странах организации «стандарте».

В интервью сайту Newsru.co.il, опубликованном 27 февраля этого года, глава партии Авигдор Либерман заявил следующее: «…вопрос о минимальной пенсии – мы хотим, чтобы в Израиле, как любом развитом государстве, входящем в OECD, был принят стандарт: минимальная пенсия – 70% от минимальной заработной платы; в Израиле минимальная зарплата – 5300 шекелей, значит, минимальная пенсия должна составлять более 3700 шекелей».

Оставим в стороне тот факт, что абсолютно неясно, как при существующей в Израиле системе пособий должен работать механизм минимальной пенсии. Сегодня размер пособия по старости вместе с социальной надбавкой для тех, кому еще не исполнилось 70 лет, и кто не отложил себе деньги на пенсионные выплаты, составляет 3.228 шекелей на одного. А для тех, кому исполнилось 80 лет — 3.300 шекелей. Получается, что более молодым надо доплачивать почти 500 шекелей, а более пожилым 400? Или следует поменять всю систему выплат пособий и социальных надбавок? А что делать с теми, кто получает базовое пособие по старости – скажем 2.200 шекелей с надбавкой за стаж и еще какую-то пенсию из пенсионного фонда? Как с ними быть? Им не полагается минимальная пенсия только потому, что они ежемесячно откладывали деньги в пенсионный фонд, уменьшая свой доход? Или просто всем пенсионерам (примерно миллион человек) поднимут базовое пособие с 2.200 до 3.700? 1,500 шекелей в месяц для миллиона пенсионеров, число которых к тому же постоянно растет.

Но разговор, впрочем, не об этом. Экономический сайт Глобс заинтересовался заявлением Либермана о существовании стандарта минимальной пенсии в странах OECD. Поиск информации о данном критерии не дал результатов, и тогда редакция обратилась к главе партии НДИ за разъяснением.

Пресс-секретарь главы НДИ сообщила в ответ на запрос, что Либерман не имел в виду рекомендуемый критерий. В ответе было сказано, что соотношение между доходами пенсионеров и минимальной зарплатой «является эмпирическим стандартом, вытекающим из отчетов организации, касающихся пенсионных вопросов. Мы провели вычисления и вот что получили». К ответу были приложены данные о пенсиях в двух странах — Ирландии и Нидерландах.

Редакция НЭП также провела проверку на основе опубликованных данных о пенсионных выплатах в странах OECD. Действительно, в Нидерландах, согласно местному законодательству, одинокому пенсионеру начисляется зарплата в размере 70% от минимальной, а семейному пенсионеру, партнер которого также старше 65 лет, выплачивается пенсия в размере 50% минимальной установленной зарплаты в месяц. В этом контексте следует отметить, что в Израиле одинокий пенсионер получает пособие по старости и социальную надбавку в размере 61%-62% от минимальной зарплаты (в зависимости от возраста).

В остальных странах подобных законодательных инициатив редакции НЭП обнаружить не удалось. При оценке размера пенсий принято использовать термин Коэффициент замещения — соотношение размера пенсий и прежних доходов человека. Данные показывают, что в странах Организации экономического сотрудничества и развития размер средней пенсии колеблется от 40 до 70% от средней зарплаты. К примеру, в Чехии коэффициент замещения 43,5%, в Бельгии — 41%, в Канаде — 39,2%, в Ирландии — 36,7%, в Швеции — 33,9%, в Великобритании — 32,6%, в Швейцарии — 32%. В Израиле коэффициент замещения составляет порядка 36%. Если брать соотношение с минимальной зарплатой, то и здесь Израиль, с 62%, находится среди наиболее благополучных стран.

Вывод: дело не в размере пенсий, а в социальной защищенности. В конце 2016 года в Израиле насчитывалось почти 980 тысяч пожилых людей, 230 тысяч из них получали пособие по обеспечению прожиточного минимума. В очередях министерств строительства и абсорбции в очереди на получение социального жилья ожидают почти 30 тысяч пожилых людей. Решение вопроса социального жилья, заодно с расширением стоматологической реформы и реформы по уходу могут кардинальным образом изменить уровень благосостояния пожилых людей. Надбавка в 400 шекелей в месяц ничего не изменит.

Юрий Легков, НЭП. К.В. Фото: Борис Беленкин

 

источник »

стандарте партии странах существующем интервью сайту шла