2019-2-2 12:00 |
Почему в нашей стране часто от забастовок и демонстраций страдают люди, не имеющие к данным конфликтам никакого отношения?
На сайте информации о правах израильтян – “Все права” – забастовка определяется, как “средство, применяемое работниками против работодателей при возникновении экономического конфликта (рабочего конфликта) между ними”.
Вот видите – написано четко, что забастовка направлена против работодателей! Как же сложилось, что в конкретные трудовые конфликты вмешивают, используя, граждан, которые никак не связаны с производственной деятельностью конфликтующих сторон?
Да, в Израиле право на забастовку признается базовым правом работника, и я поддерживаю это право, и понимаю всю важность и даже необходимость забастовок. Но не все забастовки допустимы! Например, забастовки работников аэропортов и некоторых других предприятий и учреждений, на мой взгляд, должны быть запрещены.
Мне могут возразить, что у работников аэропортов нет другой возможности добиться улучшения условий и оплаты труда; что в Израиле понимают только силу; что без забастовок и других силовых акций тебя никто не услышит. Согласен с этим – и, тем не менее, считаю, что коллективы аэропортов, авиакомпаний, предприятий общественного транспорта, больниц и некоторых других организаций, которые обеспечивают важные потребности большого числа граждан, не должны иметь право на забастовки. Ведь совсем не случайно права на забастовки лишены, например, полицейские, охранники в тюрьмах, служащие ШАБАК, солдаты и судьи. Значит, есть исключения. И я предлагаю расширить этот список исключений – тех, кому запрещено бастовать. Как минимум, в него нужно добавить работников аэропортов, авиакомпаний и предприятий общественного транспорта.
От забастовки должны страдать хозяева данного предприятия, чиновники определенных ведомств, министры, в конце концов. Я действительно не понимаю, почему от забастовок работников аэропортов должны страдать не имеющие отношения к трудовому конфликту, ни в чем не повинные граждане и почему с этим безобразием все смирились? Например, у кого-то только один отпуск в году. И этот человек может спланировать экскурсию в три страны, разработать сложный маршрут, заранее купить билеты на самолеты и заказать места в гостиницах – но забастовка работников аэропорта в день его вылета пошлет все планы насмарку. Ни у кого нет права портить постороннему человеку отпуск ради того, чтобы кто-то другой мог решить свои проблемы и улучшить свои условия!
Если акция наносит вред многим людям, не имеющим к данному конфликту никакого отношения – такая акция должна быть запрещена. Ничего не поделаешь, это – жертва, которую должны приносить люди, идущие работать в такое место, как, например, аэропорт.
var truvidScript = document.createElement('script'); truvidScript.async = true; truvidScript.setAttribute('data-cfasync','false'); truvidScript.type = 'text/javascript'; truvidScript.src = '//stg.truvidplayer.com/index.php?sub_user_id=567&widget_id=2529&playlist_id=1887&m=a&cb=' + (Math.random() * 10000000000000000); var currentScript = document.currentScript || document.scripts[document.scripts.length - 1]; currentScript.parentNode.insertBefore(truvidScript, currentScript.nextSibling);
В таком ограничении нет большой трагедии. Ведь де-факто подавляющее большинство граждан страны не имеет возможности применить такое эффективное средство для защиты своих прав – и поэтому никогда в жизни не бастовали. К сожалению, право на забастовку используется обычно большими и сильными коллективами, которые уже добились условий и зарплат, о которых многие израильтяне могут только мечтать. Именно эти коллективы продолжают вырывать для своих работников еще и еще. А работники маленьких частных предприятий и фирм, которые действительно не имеют нормальных социальных условий и довольствуется зарплатами, близкими к минимальным, правом на забастовки не пользуются. И никого это не беспокоит.
Как “свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого”, точно так же и право на забастовку одного человека должно заканчиваться там, где наносится вред и нарушаются интересы другого человека, который к данному конфликту не имеет никакого отношения. В случае разногласий и конфликта интересов нужно прибегать к положениям Закона, который должен защищать интересы большинства невинных и не замешанных в конфликте людей.
Еще более возмутительным и недопустимым является перекрытие дорог. А в последнее время перекрывают дороги все, кому не лень: инвалиды, требуя увеличения пенсий и пособий; ультраортодоксы, требуя соблюдения субботы или недовольные призывом учащихся ешив в ЦАХАЛ; коллективы против закрытия их предприятий. А 30 января Тель-Авив парализовали тысячи выходцев из Эфиопии.
От таких акций страдают люди, не имеющие к проблемам протестующих никакого отношения. Что, если кто-то везет жену в больницу? Опаздывает на прием к врачу или важную встречу? Почему все эти люди, а их достаточно много, должны страдать и становиться жертвами меньшинства, решающего свои проблемы?
Ведь есть и другие средства – можно выражать свое недовольство у здания кнессета, или у резиденции премьер-министра, или рядом с правительственными учреждениями, или на центральных площадях. Можно протестовать где угодно и как угодно, но перекрывать дороги недопустимо. Повторю – свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Не должны страдать люди, не имеющие никакого отношения к конкретному конфликту.
И в этой ситации полиция не должна делать кому-то поблажек. Но сегодня, напротив, наметилась тенденция, при которой одним манифестантам разрешают перекрывать дороги, а другим нет. Полиция произвольно выбирает степень силового воздействия, применяемого ею к тем протестующим, которые блокируют перекрестки. Хотя должна обеспечить строгое исполнение закона во всех случаях, применительно ко всем без исключения.
Владимир Идзинский – специально для НЭП. Фото: Гиль Элиягу