2021-3-5 18:58 |
Если судить по так называемому «Зарплатному индексу» («Мадад ха-маскорот»), то за последние три года квартиры в Израиле стали доступнее, по крайней мере, на 6%.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_video"); });Индекс элементарный: делим среднюю стоимость квартиры на среднюю же зарплату по стране и выясняем, сколько нужно зарплат, чтобы купить квартиру. Эту старинную забаву в последние годы стали забывать. Наверно, потому что скучно стало. Раньше-то индекс последовательно рос, а потом, с 2017-го, начал предательски снижаться и ссылаться на него как на свидетельство постоянно дорожающего жилья стало ну никак невозможно.
В 2017 году индекс достиг максимума – 152, годом позже опустился до 145, еще через год, в 2019-м – до 143. С 2020 годом сложнее. С одной стороны, по данным ЦСБ, цены на квартиры в Израиле в прошлом году выросли на 4%. С другой стороны, то же ЦСБ только на этой неделе сообщило, что средняя заплата в стране выросла на 7%. Это, конечно, отчасти искусственный, расчетный рост, объясняемый тем, что в первую очередь во время эпидемии уволили или отправили во временный отпуск низкооплачиваемых работников. Но их же не на улицу выгнали – все они получают пособия по безработице, и у низкооплачиваемых работников эти пособия, в процентном отношении к прежней зарплате – самые высокие. Так что, вполне возможно, индекс снизился и в прошлом году. А если не принимать в расчет эти особые «коронавирусные» обстоятельства, то и вообще получится, что за последние три года жилье стало доступнее примерно на 10%.
Кстати, если уж говорить про безработицу: на протяжении последних лет уровень безработицы последовательно снижался, так что получателей зарплат было все большее и больше, а это значит, что квартиры стали еще доступнее, чем это следует из индекса.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });Прелесть индекса – в его простоте: всего два параметра и одно арифметическое действие. Недаром им пользуется Ярон Зелиха, раз за разом утверждая, что цены на квартиры в Израиле неподъемные. Пользуется, но про изменение тенденции не говорит. А зачем ему?
К рассчитываемому таким образом индексу несложно придраться. При желании можно заявить, что при расчете доступности жилья надо учитывать зарплату нетто, а не брутто. Можно заявить, что индекс не учитывает другие доходы семьи – кроме зарплаты. Нет, этого лучше не говорить, а то индекс может оказаться еще ниже. Можно говорить, что все квартиры – разные, стоят по-разному, и средняя цена непоказательна. Это так, но такие же претензии можно предъявить к любому индексу – к тому квартирному индексу ЦСБ, например.
Банк Израиля в 2014 году разработал новый индекс доступности жилья, учитывающий дополнительные параметры и стал принимать в расчет семейные доходы нетто, а не зарплату брутто. И что же? Новый индекс достиг максимума - 7,92 – на год раньше, чем старый: в 2016 году, а не в 2017-м. Через год индекс снизился до 7,84, еще через год – до 7,43.
Виктор Хафин, НЭП. Фото: пресс-служба полиции
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });
The post Насколько доступнее стали квартиры в Израиле? appeared first on НЭП.
источник »