Нам нужна скандинавская модель

Нам нужна скандинавская модель
фото показано с : nep.co.il

2019-9-15 07:30

Мы все хотим, чтобы у нас было, как в Скандинавии. Даже израильские правые (в экономическом смысле) хотят, чтобы у нас было, как в Скандинавии. Когда я спорю с ними и предлагаю большие государственные вложения (как, кстати, предлагают и в Банке Израиля), они отвергают это на корню. Они утверждают, что скандинавская модель предполагает низкую вовлеченность государства в экономику, слабые профсоюзы наряду с гибкой системой трудоустройства, в результате чего и достигается высокое качество жизни и экономическое процветание. Левые (опять так, в экономическом смысле), считают иначе.

Итак, давайте совершим небольшой экскурс по Скандинавии и решим для себя, должен ли Израиль продолжать опираться на американскую модель или, скорее, нужно воспользоваться моделью Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Исландии, а также Нидерландов.

var truvidScript = document.createElement('script'); truvidScript.async = true; truvidScript.setAttribute('data-cfasync','false'); truvidScript.type = 'text/javascript'; truvidScript.src = '//stg.truvidplayer.com/index.php?sub_user_id=567&widget_id=2529&playlist_id=1915&m=a&cb=' + (Math.random() * 10000000000000000); var currentScript = document.currentScript || document.scripts[document.scripts.length - 1]; currentScript.parentNode.insertBefore(truvidScript, currentScript.nextSibling);

И начнем мы с неравенства – то есть, с показателя, по которому Израиль считается одним из наихудших в странах OECD. В государствах, страдающих от неравенства, существует серьезный недостаток доверия между гражданами, особенно высокие показатели депрессии и уровня самоубийств, насилия и преступности, болезней и массового употребления наркотиков. Все измеримо.

Интерес к тому, чтобы разрыв в неравенстве сокращался – это интерес каждого гражданина. И, конечно, в такой маленькой, плотно населенной стране с ограниченными природными ресурсами и всевозможными проблемами, как Израиль. Сокращение разрыва принесет пользу в первую очередь слабо защищенным слоям населения и периферии, но также будет способствовать и укреплению социальной солидарности – что явно пойдет на пользу и тем, кто никогда не боялся за свое материальное будущее.

googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });

Скандинавские страны, и в этом нет никакого сомнения, лидеры во всемирной таблице равенства. Самая эгалитарная страна в мире – Норвегия, признанная таковой в 2018 году; за ней следуют Исландия, Швеция и Финляндия. Помимо прочего, по итогам 2018 года Швеция заслужила титул страны с наименьшим показателем материальных и социальных проблем: с таковыми здесь сталкивается менее одного процента всего населения; средний показатель по Европе – около 7 процентов. Израиль не измеряет материальные и социальные проблемы по сходным параметрам, но оценки, полученные в ходе опросов ЦСБ, показывают, что более 40 процентов граждан страдают от материальных проблем. Уровень бедности в Израиле также один из самых высоких в странах OECD; четверть израильских детей страдает от отсутствия «продовольственной безопасности».

Скандинавская модель базируется на принципе высокого налогообложения и высокой отдачи со стороны государства. Налоговое бремя в соотношении с ВВП в этих странах приближается к пятидесяти процентам. В Израиле общий уровень налогов составляет чуть более 30 процентов - меньше, чем в среднем по OECD. Это означает, что в Скандинавии имеется гораздо больше средств на государственные инвестиции. В Норвегии, например, обучение на первую академическую степень для граждан страны бесплатно. В Финляндии нет сборов с родителей на детские сады и школы. В Швеции существует эффективная система общественного здравоохранения, и только 2,5 процента граждан имеют частную медицинскую страховку. В Израиле такая страховка – более чем у трети граждан, и это число увеличивается. Отпуск по беременности и родам в Скандинавии один из самых продолжительных и обеспеченных в мире, и он распространяется также на отца ребенка.

Продолжим тему профсоюзов. Когда речь заходит об экономике, наши экономические правые вешают все проблемы на профсоюзы, хотя у нас менее 30 процентов, занятых в экономике, принадлежат к профсобзам. В Финляндии, Швеции и Дании цифры доходят до семидесяти процентов, и это самый высокий в мире показатель организованного труда.

В Скандинавии очень мало ограничений права на забастовку, и оно закреплено в качестве основного. Суды по трудовым конфликтам могут отменить забастовку только в случае нарушения условий коллективных договоров. В Швеции есть право «постоянства» у каждого, кто отработал на рабочем месте в течение двух лет по совокупности за последние пять лет. В Норвегии ни один работодатель не может нанять более пяти временных работников, и в любом случае временная занятость разрешается только в особых случаях.

googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });

Что еще? В Скандинавии сотрудники назначают по закону директоров частных компаний. В Германии, кстати, таких директоров пятьдесят процентов от общего числа назначаемых членов совета директоров. Придерживающиеся правых взглядов экономисты указывают, что в Швеции нет закона о минимальной заработной плате. Это правда, и причина проста: профсоюзы очень сильны, и именно они ведут переговоры с работодателями. В результате 98 процентов работников в Швеции зарабатывают более 8 300 шекелей в месяц, средняя заработная плата составляет более 12 тысячи шекелей за полный рабочий день, ежегодный отпуск составляет пять недель (оплачивается, как шесть). В Израиле половина работников получает менее 7500 шекелей на полную ставку и имеют две недели отпуска в год.

Израильтяне боятся, иногда справедливо, государственных инвестиций, но чувствуют, что получают слишком мало, учитывая налоги, которые они платят. Но «вначале добьемся большей эффективности, а потом поговорим» - звучит хорошо только как лозунг. Правда состоит в том, что нам необходим новый общественный договор, который ставит интересы и потребности большинства населения во главу угла наших приоритетов. Снижение налогов может и оставит больше денег в руках отдельных лиц, но в значительной степени ограничит государственные услуги, и так ограниченные. В отличие от этого, повышение налогов, как и в скандинавских странах, позволит выделять щедрые бюджеты для самых важных вещей и вывести их с частного рынка, который является более дорогим и менее эффективным в предоставлении услуг гражданам.

Можно рассматривать скандинавскую модель,как выгодную сделку во всех направлениях. Мы не только получим более здоровое и солидарное общество, мы также получим гораздо больше за наши налоги. Бесплатное образование, здравоохранение, культура и транспорт сэкономят нам много расходов. Это хорошая сделка для Израиля. Мы все от нее только выиграем, а те, кто проиграет, все равно будет жить очень хорошо.

Ави Дабуш, «ХаАрец», М.К. На снимке: Осло. Фото: Pixabay

googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); });

var truvidScript = document.createElement('script'); truvidScript.async = true; truvidScript.setAttribute('data-cfasync','false'); truvidScript.type = 'text/javascript'; truvidScript.src = '//stg.truvidplayer.com/index.php?sub_user_id=567&widget_id=2529&playlist_id=2002&m=a&cb=' + (Math.random() * 10000000000000000); var currentScript = document.currentScript || document.scripts[document.scripts.length - 1]; currentScript.parentNode.insertBefore(truvidScript, currentScript.nextSibling);

источник »

скандинавии модель скандинавская 8230 отвергают израиля банке