2019-7-19 07:10 |
Репутация министра внутренних дел Арье Дери оставляет желать лучшего. Он, лидер одной из крупнейших религиозных партий, в прошлом был осужден за взяточничество и сейчас вновь проходит как подозреваемый по одному из коррупционных дел. О результатах его работы в правительстве Нетаниягу вспоминают нечасто - и напрасно. Дери является одним из наиболее энергичных, деятельных и решительных министров за все последние годы. Именно он, отбывший тюремное заключение и не являющийся поклонником либерально-демократических идей, продвигает исторические реформы, способные изменить облик всего государства.
В эти дни Дери работает над программой революционных преобразований во властных структурах Израиля. Нет, он вовсе не стремится передать бразды правления ультраортодоксам. Напротив, он планирует самую демократичную реформу, о которой можно было бы только мечтать. И потому шансы на то, что ее удастся осуществить, стремятся к нулю. Но, несмотря на это, Дери готов идти до конца. Демонстрируя незаурядную политическую отвагу, он продолжает бороться за создание новой – региональной – структуры власти в Израиле.
Региональная власть, обладающая реальными полномочиями
Разработка программы поручена специальной группе экспертов, которую возглавляет генеральный директор МВД Мордехай Коэн. В соответствии с этой программой, Израиль должен быть поделен на несколько новых административных единиц. В их число планируется включить четыре мегаполиса – Гуш-Дан, Хайфу, Беэр-Шеву и Иерусалим и еще 10-15 территориальных зон - округов. Делами каждого такого округа будет управлять местная власть, которая получит реальные полномочия, включая контроль над всеми доходами региона.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });Это означает, что правительству придется отказаться от части своих полномочий и передать их региональным властям. То же относится и к муниципальным органам. Во многом это напоминает пирамиду федеративного государственного устройства. Ее возглавляет федеральное правительство, под ним располагаются правительства региональные. Ту же систему управления планируется ввести и в Израиле. Новые региональные органы получат всю полноту власти на местах, во многом заменив и правительство и муниципалитеты. Это означает, что министрам и мэрам городов придется отказаться от части имеющихся у них полномочий. Поэтому нетрудно догадаться, что продвижение такой реформы является своего рода политическим самоубийством.
Тем не менее, Дери, Коэн и назначенная ими группа экспертов продолжают энергично работать над этой проблематичной, казалось бы, программой. И на это у них есть серьезные причины.
Одна из них – региональная система правления существует в большинстве стран – членов OECD. Израиль выделяется среди них с точки зрения концентрации власти в руках центрального правительства. Вторая причина – именно в Израиле региональная система правления может способствовать решению многих социально-экономических проблем: сокращению гигантского разрыва между центром страны и периферией и сглаживанию различий между четырьмя племенами, о которых говорил в одном из своих выступлений президент Реувен Ривлин (имеются в виду светские, религиозные, арабы и ультраортодоксы). Третья причина – региональная система правления явочным порядком и так утверждается в некоторых районах Израиля, и действует весьма успешно. Почему же не придать происходящему законный характер и не расширить местный опыт на всю страну?
"Удар по уровню жизни"
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });"Действующая в Израиле система правления основывается на высокой концентрации полномочий в руках центральных органов власти, - говорится в черновике плана реформы. – При этом не существует никакого механизма, координирующего действия правительства и муниципальных властей. Такое положение ослабляет местное самоуправление и снижает функциональный потенциал центрального правительства. В результате граждане не получают от государства необходимых им услуг, что наносит удар по их уровню жизни. Это еще больше ослабляет доверие людей к системе демократических органов власти".
Эта драматически звучащая формулировка – не случайность. Действующая ныне в Израиле система правления – одно центральное правительство и 257 органов местной власти – является крайне несбалансированной, что угрожает самой демократии. Центральное правительство контролирует все, что только можно, и ослабляет местные власти, полностью от него зависящие. По сути дела, система правления в Израиле не менялась со времени основания государства. Она выглядит сейчас как своеобразный рудимент британского мандата.
Англичане, как и все колонизаторы, стремились сконцентрировать всю полноту власти в собственных руках. Но британского мандата уже давно нет, независимое Государство Израиль существует более 70-ти лет, а система правления здесь осталась той же. В этом смысле Израиль представляет собой исключение из правил.
На это тоже есть свои причины. В первые годы своего существования Израилю пришлось решать грандиозные задачи: защищаться, принимать массовые волны репатриантов, заселять приграничные районы. Это оправдывало высокую концентрацию власти. Но сегодня ситуация в стране совсем не та. А система управления осталась все той же и так и не подстроилась под изменившиеся за 70 лет потребности граждан.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); });Поэтому власть в Израиле так тяжела на подъем и неэффективна. В различных министерствах действуют региональные управления, но при этом единой системы деления страны на территориальные округа не существует. В стране насчитывается более 1000 разных региональных структур –концерны водоснабжения, компании по очистке стоков, местные филиалы министерства образования и МВД и так далее, но никакой координации действий между ними не осуществляется.
При этом у местных органов власти нет практически никаких полномочий. Источники их доходов ограничены и определяются решениями правительства. Для того чтобы получить какую-то услугу от центральной власти, муниципалитеты зачастую должны увеличивать свои бюджеты, и далеко не все могут себе это позволить. Такое положение дел является одной из главных причин гигантского разрыва между различными районами страны. Качество услуг, предоставляемых жителям некоторых районов, является нестерпимо низким. Вследствие этого снижается и уровень доверия граждан к государственным органам власти.
Социальный разрыв, образовавшийся вследствие неэффективности власти, усугубляется разобщенностью израильского общества. "Светские, арабские и ультраортодоксальные населенные пункты, находящиеся по соседству друг с другом, никак не сотрудничают между собой, - говорит Амир Леви – бывший начальник бюджетного управления Минфина, член группы экспертов, разрабатывающей реформу власти. – Их жители не знакомы друг с другом, и дети, вследствие существования раздельной системы образования, не встречаются между собой". Леви отмечает, что даже ракетные обстрелы из сектора Газа не привели к развитию сотрудничества между муниципалитетом Сдерота и окрестными местными советами.
С точки зрения системы правления Государство Израиль уже давно представляет собой абсолютный архаизм. Эта система никак не служит достижению национальных интересов. Дери – первый, который пытается ее изменить.
Мерав Арлозоров, The Marker, Б.Е. К.В. На снимке: Арье Дери. Фото: Моти Мильрод
источник »