2018-5-23 07:02 |
Эрдоган пообещал, что Турция «пересмотрит свои экономические отношения с Израилем». По словам турецкого президента, это произойдет после выборов в этой стране, которые назначены на 24 июня.
Эрдоган угрожает сократить торговлю с Израилем. «Конечно, мы изучим ситуацию. Проверим наши связи с ними, особенно в торгово-экономической сфере», — сказал он журналистам, вернувшись из поездки в Боснию и Герцоговину. Так турецкий президент отреагировал на призыв стран-членов Организации Исламского Сотрудничества (OIC) бойкотировать израильскую продукцию — в «наказание» за переноса посольства США в Иерусалим и убийство палестинцев на границе Израиля с Газой. По словам Эрдогана, на саммите OIC было также предложено создать международный контингент «для защиты палестинцев от израильской агрессии» — структуру, аналогичную той, что в прошлом действовала в Боснии и Герцоговине (эта страна сейчас в OIC имеет статус наблюдателя — прим. «Детали»). «Это их остановит, Израиль не сможет с такой легкостью стрелять по войскам ООН», — сказал Эрдоган.
Угрозы экономических санкций против Израиля Эрдоган озвучил на фоне стремительно падающего курса национальной валюты — турецкой лиры. 22 мая за лиру давали 92 агоры — сегодня уже только 78. Спад этот отражает обеспокоенность инвесторов состоянием турецкой экономики, из-за чего они и начали переводить свои активы в американскую валюту. В то же время в Турции наблюдается резкий рост цен на потребительские товары, продукты питания и энергоносители.
Экономика Турции быстро росла с того времени, как был преодолен всемирный экономический кризис. Темпы роста составляли от 4.8 до 11 процентов в год. В 2017 году, например, рост составил 7%. Но стремление президента к централизации власти мешает развитию и демократии, и рыночной экономики. Это пугает инвесторов, как местных, так и зарубежных. В итоге с 28 августа 2014 года — когда Эрдоган вступил в должность президента — местная валюта ослабла уже на 52%.
Рынок турецких облигаций тоже рушится, причем скорость падения — самая высокая среди 27 стран, признанных развивающимися — по оценке издания «Блумберг». Растет торговый дефицит, а следом за ним, соответственно, и бюджетный. Темпы инфляции за период его правления колеблются от 7% до 13%, причем Эрдоган заявил, что порождает высокую инфляцию высокая учетная ставка центробанка. В ответ на это управляющий Центробанка задумался об отставке, и в Турции сейчас грустно шутят, что после июньских выборов Эрдоган и эту должность заберет себе. В то же время Эрдоган не перестает инвестировать в крупные инфраструктурные проекты, строительство дорог и мостов — они могут прославить его имя, а заодно помогают обеспечивать занятость населения.
Возможный разрыв экономических отношений с Израилем, которым грозит Эрдоган, не улучшит эту картину). В 2016 году Турция поставила товаров в Израиль на 2.6 млрд. долларов, при общем объеме экспорта 142.5 млрд. долларов. То есть на Израиль пришлось 2.5% всего турецкого экспорта. Для Турции, которая имеет торговый дефицит с большинством партнеров, Израиль составляет исключение: мы покупаем у них больше, чем им продаем (по данным на 2017 год. импорт — 2.9 млрд. долларов, экспорт — 1.4 млрд. долларов).
Эрдоган хочет укрепить свою власть и сменить конституцию еще до того, как упадет экономика его страны. Возможно, его воинственная риторика является лишь частью предвыборной пропаганды, но не выльется в реальные дела.
Использованы материалы TheMarker. Фотография Thomas Picard, FreeImages.com
источник »