2018-11-14 07:10 |
В последнее время немало было сказано и написано про растущий дефицит госбюджета и про то, что в периоды экономического роста правительство обязано сокращать дефицит, готовясь к трудным временам экономического спада, когда потребуются бюджеты для поддержания экономической активности.
Но забота только о действиях в периоды экономического спада является привилегией «Клуба стран со спокойной жизнью», в который Израиль, к сожалению, не входит. Наше правительство в любой момент должно иметь в виду возможные расходы на военные действия. А современная война дело далеко не дешевое.
Стоимость одного запуска ракеты-перехватчика системой «Железный купол» оценивается в 50-100 тысяч долларов. С начала последнего витка эскалации система перехватила уже более 100 ракет. Стоимость одного летного часа боевого самолета достигает почти 20 тысяч долларов, умные бомбы «воздух-земля», которыми наша авиация разрушает дома в секторе Газа, стоят десятки тысяч долларов, причем цена зависит от степени точности системы наведения. Учитывая отсутствие жертв бомбардировок, можно смело предположить, что используются управляемые высокоточные, а соответственно и наиболее дорогие, авиабомбы.
Танковые боеприпасы стоят десятки тысяч шекелей за единицу, к этому следует прибавить стоимость эксплуатации танков и стоимость их переброски со всей страны к границе сектора. Переброска войск с мест постоянной дислокации также стоит недешево.
Что касается общей стоимости военных операций, то Вторая ливанская война, к примеру, продолжавшаяся больше месяца летом 2006 года, обошлась казне в 8,2 миллиарда шекелей и это без учета косвенных убытков экономике. Операция «Литой свинец» (начало 2009 года) продлилась немногим более 3 недель и обошлась казне 3,8 миллиарда шекелей без учета косвенных убытков. Стоимость операции «Облачный столп», продолжавшейся 7 дней в ноябре 2012 года, официально не была озвучена, но, согласно оценкам, она составила от 1 до 3 миллиардов шекелей. Стоимость операции не оглашалась, так как министерство обороны даже не обратилось в министерство финансов с просьбой выделить финансирования. Что, в свою очередь, указывает на невысокую стоимость операции.
Стоимость операции «Нерушимая скала», продолжавшейся почти 50 дней, составила 8 миллиардов шекелей. На этой сумме, после продолжительных и тяжелых переговоров, сошлись министерства обороны и финансов. Затыкать внезапно образовавшуюся дыру в бюджете пришлось занимающему в то время пост министра финансов Яиру Лапиду. Несложный подсчет показывает, что каждый день военных действий во время «Несокрушимой скалы» стоил налогоплательщикам в среднем 160 миллионов шекелей.
Можно смело предположить, что война, большая или не очень — это последнее, что сейчас нужно министерству финансов, которое срочно изыскивает пути сократить внезапно выросший бюджетный дефицит. Но если от войны, а значит и от расходов, отвертеться не удастся, то перед министерством финансов, основываясь на прежнем опыте, будут три основных пути финансирования. В первом случае, при невысоких расходах в районе миллиарда-двух, счет может оплатить армия из собственного бюджета. Во втором случае, при расходах в три миллиарда и более, министерству финансов придется «скрести по сусекам», используя заложенные в бюджет резервы, и сокращать бюджеты гражданских министерств.
В третьем случае, при более крупных расходах, придется «расписать» сумму на несколько лет, увеличивая бюджетный дефицит. И насколько к тому времени будет выше дефицит, настолько изобретательнее придется быть министерству финансов в поиске денег. Но так или иначе, оплачивать счет в конце концов придется гражданам, выплачивая более высокие налоги и получая от государства услуги более низкого качества.
Юрий Легков, НЭП.Фото: Борис Беленкин