Минфин постановил: денег для врачей на периферии больше нет

Минфин постановил: денег для врачей на периферии больше нет
фото показано с : nep.co.il

2019-9-27 07:10

Министерство финансов, во главе которого все еще стоит считающий себя социальным министром Моше Кахлон, направило в Минздрав и руководству больниц письмо, в котором поставило их в известность о прекращении с 1 января 2020 года инициированной в 2011 году программы по выплате дотаций врачам и интернам, выразившим готовность перебраться на периферию. Причина достаточно банальна: нет денег. Следует отметить, что деньги на финансирование этой программы, важность которой для периферии трудно переоценить, заканчиваются не первый раз.

Согласно отчетности министерства здравоохранения за 2016-2017 годы, жители периферии в Израиле не получают медицинские услуги на том же уровне, что и жители центра страны. Что находит свое отражение в продолжительности жизни: в Беэр-Шеве и Ашкелоне средняя продолжительность жизни составляет 81 год, а в Реховоте и Рамат-Гане — 84 года. Число умерших на 1 000 человек населения составляет в Беэр-Шеве 5,6, на Голанских высотах 5,4, в Ашкелоне 5,0, в Тель-Авиве 4.9, в Реховоте 4,6, в Иудее и Самарии 3.8. Бросается в глаза разница между периферией и центром страны по числу случаев смерти детей в возрасте до одного года на 1000 новорожденных — 5,5 на юге страны, 3,8 на севере и примерно 2 случая смерти в центре страны.

var truvidScript = document.createElement('script'); truvidScript.async = true; truvidScript.setAttribute('data-cfasync','false'); truvidScript.type = 'text/javascript'; truvidScript.src = '//stg.truvidplayer.com/index.php?sub_user_id=567&widget_id=2529&playlist_id=1915&m=a&cb=' + (Math.random() * 10000000000000000); var currentScript = document.currentScript || document.scripts[document.scripts.length - 1]; currentScript.parentNode.insertBefore(truvidScript, currentScript.nextSibling);

Не менее значительна и разница в числе врачей и медсестер на 1 000 жителей: на севере и юге страны 2,3, в Тель-Авиве 5,1. Также на периферии на 33 процента меньше коек в больницах по сравнению с центром страны и на 50 процентов меньше операционных, чем в Тель-Авиве.

На периферии ждут дольше в очереди к врачу-специалисту. Согласно проверке, проведенной в июне 2018 года активистами движения «За общественную прессу», житель Кирьят-Шмоне ждет очереди к дерматологу (через больничную кассу «Макаби») 75 дней по сравнению с 20 днями в Ашкелоне, Бейт-Шемеше и Нагарии, и всего 6 днями в Тель-Авиве. Через больничную кассу «Клалит» очереди к дерматологу житель Кирьят-Шмоне ждет 40 дней, а житель Ришон ле-Циона всего 4 дня.

googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });

Главной причиной нехватки медицинского персонала на периферии является нежелание врачей и медицинского персонала переезжать на периферию. В немалой степени из-за того, что в городах периферии, в отличие от центра страны, трудно развивать частную практику.

Соглашение, подписанное врачами и государством в 2011 году, стало, во многом, поворотным пунктом для медицины на периферии. В его рамках было принято решение привлекать врачей для работы на периферии, а также поощрять выбор молодыми врачами специализаций, не являющихся престижными. Сделать это предполагалась посредством дотаций. Врачам, которые переедут на периферию или начнут практику в местных больницах, были обещаны дотации в размере 300 тысяч шекелей. Такая же сумма была обещана тем, кто решит выбрать специализацию в области, страдающей от катастрофической нехватки врачей. Тем же, кто решит совместить работу на периферии и непрестижную специализацию, была гарантирована сумма в 500 тысяч шекелей.

На выплаты дотаций была выделена сумма в 637.5 миллионов шекелей в течение восьми лет — до 2019 года, то есть примерно 80 миллионов шекелей в год.

Сами инициаторы соглашения были настроены достаточно скептично и не верили в то, что молодые врачи отдадут предпочтение маленьким и непрестижным больницам в отдаленных от центра районах. Но действительность превзошла все ожидания: молодые врачи буквально ухватились за предложение, государство не могло и не хотело их останавливать и, в результате, суммы, которой должно было хватить на восемь лет, хватило только на три года.

googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });

За первый, 2011 год, было выплачено 312 дотаций на сумму в 122 миллиона шекелей. На следующий год уже 528 врачей получили дотации на 202 миллиона шекелей, а в течение последующих двух лет еще почти 500 врачей получали дотации каждый год на 185 миллионов шекелей. Программа коренным образом изменила ситуацию на периферии. Больницы, в которых в прошлом никто не хотел проходить интернатуру, внезапно получили возможность выбора среди многочисленных кандидатов, многие, непопулярные в прошлом, специальности получили серьезную поддержку, и вся система здравоохранения получила толчок именно там, где и надо было — в наиболее слабых местах.

Спрос со стороны молодых врачей не упал и через четыре года, но деньги в бюджете закончились. Занимающий в то время пост министра финансов Яир Лапид выбил для врачей еще 75 миллионов шекелей на дотации на 2015 год, а затем финансовая комиссия Кнессета, после большого шума и громких заголовков, утвердила еще 75 миллионов на 2016 год. Поскольку речь шла уже о дополнительных 150 миллионах, то государство решило ужесточить критерии. Для получения дотации теперь было недостаточно только поехать работать на периферию, но необходимо было еще и специализироваться на направлении, в котором на периферии ощущается нехватка врачей.

В 2017 году сумма дотаций была сокращена уже до 35 миллионов шекелей. Впервые дотации были предложены врачам-специалистам, включая заведующих отделениями, которые могли рассчитывать на 500 тысяч шекелей. Размер дотаций для семейных врачей-стажеров составил 250 тысяч шекелей, молодые специалисты в психиатрии получали 125 тысяч шекелей.

В 2018 и 2019 года Минфин выделял по 35 миллионов шекелей и, таким образом, с 2011 года на реализацию программы всего было выделено порядка миллиарда шекелей. На этом министерство финансов решило остановиться, сославшись на отсутствие денег в казне. Решение о дальнейшей судьбе программы будет решать уже следующее правительство, но учитывая трудности в формировании бюджета, с которыми оно столкнется ввиду высокого дефицита госбюджета, программа вполне может быть закрыта.

googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); });

Юрий Легков, НЭП. К.В. Фото: Моти Мильрод

источник »

денег инициированной года 2011 программы году 2020